Юрий Григорович по натуре не может не быть главным.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В прошлом году театр привозил четыре спектакля: легендарный «Спартак», «Щелкунчик», «Золотой век» (в предстоящем сезоне его обещают вернуть в репертуар Большого театра) и «Ромео и Джульетта». Вагановская академия срочно пригласила мэтра в гости и заодно взять курс балетмейстеров. В Мариинке тогда еще не улеглись волнения в связи с пожеланиями Валерия Гергиева получить для руководства балетом «молодого Григоровича»: молодой молодым, но мог и старый подойти. Хотя Григорович по своей творческой натуре не может не быть главным. Именно потому он – первый в Краснодаре, а не второй в Мариинке.
В критический «второй раз» повторили «Щелкунчика», «Спартака» и «Ромео». Еще три спектакля для Петербурга особые. Свою «Раймонду» Григорович ставил в Мариинке десять лет назад. Последняя премьера краснодарцев – «Корсар» – конкурировала с одной из самых популярных постановок Петербурга. А «Баядерка» – спектакль-экзамен на «взрослость» балетной труппы.
Сам Григорович еще не остыл от недавно проходившего в Москве конкурса артистов балета. Открывали гастроли «Корсаром» с обладателем Гран-при этого конкурса Денисом Матвиенко, несколько лет назад танцевавшим и в Мариинке. В мариинской труппе самолюбивый артист не прижился: проработал меньше сезона, на прощание станцевав в новой постановке «Золушки» Алексея Ратманского – тогда еще тоже не руководителя Большого балета. Впрочем, впечатления звезды международного класса Матвиенко не произвел ни тогда, ни теперь. «Корсар» оказался самым слабым местом гастролей. Не в правилах спектаклей Григоровича оказался невыстроенный сюжет и без того невразумительного балета, а архаичной постановке не импонировало стремление хореографа наделять танцами всегда и всех, на грани невладения балетной пантомимой. Но достоинства труппы и здесь очевидны.
Собственные первые сюжеты театра достаточно сильные. Феноменально выносливая и техничная «железная леди» труппы Александра Сивцова, неутомимый Денис Владимиров, старательный китаец Инь Даюн, яркая характерная солистка Екатерина Ярощук, аккуратная Анна Жукова. Григорович, как правило, точно использует возможности артистов. Артистичный Сергей Баранников неповторим в ролях Красса или Бирбанто, а партии Меркуцио и Золотого божка у техничного Вадима Слатвицкого становятся одними из главных в спектаклях. И самое потрясающее – выносливость труппы. Это каждодневная каторга: днем репетиция – вечером спектакль, и даже ведущие исполнители, станцевав три дня подряд центральные партии, затем еще способны выходить во второстепенных.
Провинциальность театра разве что в ограниченной численности труппы и ограниченности возможностей выбора артистов. Григорович выбирает артистов на роли так, что если танцы не вполне соответствуют, то положение спасает типаж, актерское попадание. Самое сложное при разношерстной выучке труппы, набранной из разных школ, – унификация рук. Здесь Григорович, как правило, ставит точный рисунок.
Кордебалет Краснодарского театра – отдельная тема. В труппе умудряются выстроить его так, что не бросается в глаза неодинаковый рост или комплекция артистов. Работает кордебалет настолько безупречно слаженно и музыкально, что в «Тенях» не важно, что вместо тридцати двух их двадцать четыре: сцена выполнена фантастично – ни одного качания в экарте и арабесках. Даже фуэте или воздушные туры в «Ромео» или «Раймонде» делают синхронно. Похоже, состояние современного театра следует определять именно по работе мужского кордебалета. У краснодарцев он великолепен.
Впечатляет качество оформления – как с иголочки, не скажешь, что эти декорации и костюмы, придуманные Симоном Вирсаладзе, затасканы по гастролям. Повезло и с дирижером. Александр Лавренюк – крепкий профессионал с преимуществом балетного уклона. Дирижер, настолько «держащий» артистов, что под какие-то особо колыбельные темпы можно вдруг обнаружить на сцене Гюльнару, теоретически вихрем вращающуюся по кругу. Хотя качество игры самих оркестрантов более всего соответствует представлению о провинциальном театре.
То, что Григорович смог сделать в совершенно не балетном Краснодаре меньше чем за десять лет – по сути, строительство полноценного театра с нуля. Конечно, много значит и желание администрации края иметь свой балетный театр. Но без имени Григоровича этого было бы недостаточно. И все же как они существуют – загадка административная. Представьте город, абсолютно лишенный туристического контингента. Театр показывает одну премьеру в год. Как получить зрителя на рядовые спектакли? Конечно, спасают гастроли – за рубежом и в соседнем Сочи, где уже две площадки, правда, под открытым небом и весьма экзотических: на башне горы Ахун и в парке «Дендрарий». «Баядерку» танцуют на фоне пальм и кипарисов, «Корсар» – на высоте 663 метров над уровнем моря, с видом на него. Возможно, этот опыт пригодится Мариинке, которая в прошлом году обещала вывезти в Ивангород «Бахчисарайский фонтан», да не смогла: помешала погода. Краснодарцы, похоже, экстрима не боятся.