О том, что лучшие из лучших вскоре получат президентские гранты, в московских театрах впервые заговорили год или даже полтора тому назад. Начались волнения, помнится, в Театре Вахтангова переживали, войдут ли, включат или не включат их в список «национальных достояний».
Включили, не обошли.
В списке первых получателей грантов – Малый, Академический имени Вахтангова, БДТ имени Товстоногова, МХАТ имени Чехова, Александринский, МДТ – Театр Европы, а также пять театральных школ – Российская академия театрального искусства, Петербургская академия, Щука, Щепка и Школа-студия МХАТ. На все про все – 405 миллионов рублей в год.
Именно они – теперь нет сомнений! – обеспечат «дальнейшее развитие театрального искусства в Российской Федерации». Во всяком случае – на ближайшие три года. Потом, если эти не справятся, это важное дело поручат другим.
Никаких сюрпризов. Ни, скажем, Театра Романа Виктюка. Ни – Таганки. Или – «Современника», или – «Сатирикона». К слову, и там и там президент бывал, смотрел спектакли, и в обоих этих театрах ему, по собственным его словам, понравилось.
С другой стороны, с чего взяться сюрпризам? Президент не цирковой артист, чье призвание – удивлять, от него ждут тройное сальто, а он вдруг возьми и выдай четыре.
Академическая власть поддерживает академическое искусство. Можно, впрочем, прочесть и наоборот: тот, кто поддерживает традиции, воспитанные десятилетиями, и сам может рассчитывать надолго.
Год тому назад подобным указом президент поддержал развитие музыкального искусства и – почти безо всякого антракта – отечественный кинопрокат. Тогда это сочли лишь ловким предвыборным маневром. Но вот выборы позади, новые – за какими еще горами! – а президент, как Аполлон Мусагет, не оставляет своим вниманием и другие искусства. И такое «прямое президентское правление» в одной отдельно взятой сфере культуры можно назвать одним из несомненных итогов идущей в России административной реформы.
Однако же есть еще один неожиданный поворот в истории с театральными грантами.
Весь прошлый сезон для театральной общественности прошел под знаком борьбы с театральной реформой, весь страшный смысл которой – для русского репертуарного театра – переход от привычного бюджетного финансирования к тому, чтобы платить за конкретные проекты. По сути – к тем самым грантам. Выходит, те, кто совсем недавно на встрече с Путиным (почти в том же составе!) так активно выступал против театральной реформы, теперь искренне радовались ее, еще не объявленной реформы, первым зримым плодам.
Впору – руками развести.
Наконец, в свете очередного и во всех смыслах дорогого решения президента как-то совсем уж мелкой и бессмысленной видится схватка двух титанов, Минкульта и Федерального агентства по культуре и кинематографии. И то, что – как кстати! – на днях в очередной уже раз на заседании правительства не приняли федеральную программу «Культура России».
Сердца честных граждан должны наполняться праведным гневом. Зачем и кому нужна эта программа (смысл которой, как памятно по прошлому ее обсуждению, непонятен даже некоторым министрам), если самое главное в культуре и для культуры делает президент?
Хочется уже сказать: пока одни сутяжничают, спорят о словах, другие – делают дело.
И этот вывод напрашивается как будто сам собой.