0
1018
Газета Культура Интернет-версия

09.08.2005 00:00:00

Секс в большом городе

Тэги: рейгадас, кино, премьера


рейгадас, кино, премьера После смерти Маркос и Ана встретятся на небесах, где опять займутся сексом. Кадр из фильма 'Битва на небесах'.
Фото предоставлено компанией 'Планета Информ'

«Битва на небесах» молодого мексиканца Карлоса Рейгадаса, выходящая сейчас в прокат, стала самым спорным фильмом последнего Каннского фестиваля – одни стонали от восторга и прочили картине «Золотую пальмовую ветвь», другие откровенно плевались. Каким-то чудом фильм не вызвал настоящего скандала.

В двух словах сюжет. Дело происходит в Мехико (который, кстати, снят очень красиво). Немолодой водитель генерала Маркос вместе с женой похищает у друзей ребенка. Ребенок чуть ли не в тот же день умирает, Маркос страдает от чувства вины и норовит сдаться полиции. Смерть настигает его в момент истового покаяния – на коленях в храме. До этого Маркос успевает не единожды насладиться сексом с молоденькой дочерью хозяина Аной (которая а ля бунюэлевская «Дневная красавица» ради острых ощущений подрабатывает в борделе), с собственной женой, состоящей из живота, нескольких подбородков и складок, зарезать Ану, наказав ее таким образом за блуд...

Доброжелательная критика сразу по просмотре фильма чуть ли не бросилась ставить Рейгадасу памятник за небанальность и радикализм. В том, что Рейгадас – режиссер действительно талантливый, сомнений нет. В фильме есть великолепно снятые сцены, неожиданно абсолютно выверенные кадры. Однако по большей части талант молодого задиристого режиссера направлен на то, чтобы сделать не как все. «Долой табу!» – так и слышен голос режиссера, радующегося собственной художественной смелости. «Радикально!» – вторят ему представители доброй прессы. А то, что у молодого человека в голове полная каша, – неважно. Он вроде попытался соединить несоединимое – антиклерикализм и религиозность, красоту и уродство, низменное и высокое. Но мальчишеское бахвальство подвело. Все это могло бы быть, если бы Рейгадас поменьше любовался сам собой и своим новаторством, а попробовал для начала написать внятный сценарий, понять, чего он хочет. Однако для того, кто взялся таранить табу, планомерная и кропотливая работа со сценарием, с актерами, с самим собой, наконец, стоит, как правило, на последнем месте. Если вообще стоит.

Зато в картине Рейгадаса стоит много чего другого. Конечно, можно считать новаторством и опрокидыванием всех табу множество постельных сцен. Вообще-то сексом в кино сейчас мало кого удивишь. Однако то, что мы видим в «Битве на небесах», заставляет несчастного Тинто Брасса плакать от бессильной обиды и злобы, а немецких порнографов тяжко вздыхать от собственной никчемности.

Фильм начинается с орального секса юной особы и не юного, очень толстого, несимпатичного и абсолютно бесстрастного человека. Подробности определенных частей мужского тела видны как под микроскопом, над этой частью тела добросовестно трудится девушка. По лицу девушки сползает слезка. Нелегкая это работа – обслуживать бегемота.

Почему картина начинается именно с этой длинной и не очень эстетичной сцены – не совсем ясно. Сам Рейгадас объясняет это тем, что трепетно относится к телу вообще, хотя бы потому, что из тела мы пришли в этот мир. Поэтому, мол, любое тело прекрасно. Кому-то может показаться прекрасной сцена супружеского секса главного героя с собственной женой, точнее – с ее складками, подбородками, увесистым и изрезанным больными венами задом. И то верно – такой секс можно найти на прилавках определенных магазинов для любителей нестандартной любви. Более привлекательный секс – главного героя с дочкой хозяина – не столь нетривиален и для любителей стандартного порно вполне подходящ. Долго и любовно камера наезжает то на мужские, то на женские гениталии, дает зрителю возможность разглядеть то, о чем он, вероятно, знает понаслышке. Еще в Каннах, после показа «Битвы на небесах», режиссера упрекнули: мол, вы, синьор, порнографию сняли. Рейгадас замахал руками и повел речь о том, что к телу надо относиться с любовью и уважением. И расстроился, что его не поняли.

Вспомнился Александр Сокуров, первые кадры его фильма «Отец и сын», показанного два года назад в конкурсе Каннского фестиваля: два обнаженных переплетенных мужских тела, стоны и придыхания, «я тебя люблю, ну-ну... еще чуть-чуть... уф-ф, все». Потом Сокуров отчитал циничных журналистов за то, что они увидели в этой сцене невесть что, в то время как целомудрию и духовности этой сцены не было предела: просто среди ночи папа успокаивал сына, которому снился страшный сон.

Протаранить табу, в общем-то, не так сложно. Достаточно показать то, что показывать не принято, и объяснить это высокими целями. Как правило, подобные вещи объясняют любовью к человечеству и – как следствие – ко всем его частям тела. Мол, в человеке все должно быть прекрасно. И есть прекрасно.

Сказки для детей младшего школьного возраста. Чтобы показать любовь, вовсе не обязательно сосредотачиваться на гениталиях, хотя никто не станет спорить, что в них масса прекрасного. Шокировать ради того, чтобы шокировать, – это уже имеет мало отношения к искусству. Для этого не обязательно тратить огромные деньги. Можно просто раздеться догола и выйти на Красную площадь. Радикализм в чистом виде. Великий киномистификатор Бунюэль (с которым тут же попытались сравнить Рейгадаса) умел соединить самую высокую красоту и самый низкий порок так, что подчас воротило с души. И «песня порока» – «Дневная красавица» моментами исключительно тошнотворна, однако нигде режиссер не попытался показать порок в его сугубо обнаженном виде. Ему это просто не надо было, он умел все сказать великолепной драматургией, отточенностью каждого кадра, каждым жестом и взглядом актера, каждой репликой. Когда ты этого не умеешь, остается эпатаж в чистом виде – в виде гениталий.

Слышу упреки в ханжестве и консерватизме – мол, не понял автор этих строк подлинного радикализма, засмотрелся на гениталии, а слона не заметил. Помилуйте, да любой нормальный консерватор не против секса на экране, когда он оправдан контекстом. Только благостности не надо, восторгов по поводу нарушенных табу – не надо. Есть вещи, которых надо попросту бояться, каким бы сторонником радикализма ты ни был. Пустая порнография под видом нового слова в искусстве – одна из этих вещей. И вопрос даже не в нравственности, не будем ее трогать. «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Из сора могут вырасти прекрасные цветы, великолепные стихи, талантливые фильмы. Только дело художника – уметь их взрастить, а не вываливать перед публикой сор, ставя перед ними лукавую задачку разглядеть в этом соре будущий шедевр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
677
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2408
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1606
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1232

Другие новости