Тема летнего отдыха для советского искусства очень важна. Организаторы выставки предлагают взглянуть на нее с двух точек зрения: зрителей, у которых эта живопись должна вызвать ностальгические воспоминания о кратких, но пленительных периодах беззаботности, и художников, для которых лето было временем самой плодотворной работы.
На фоне прочего равноправного контингента советские художники были привилегированной прослойкой. Большие гонорары, мастерские, творческие командировки за рубеж, дома творчества в самых живописных уголках страны – о таком простому советскому человеку приходилось только мечтать. Требовалось от художника всего ничего – быть лояльным к власти, способствовать ее укреплению всеми творческими силами и не выходить за стилистические рамки, предписанные теми, кто знает, что для народа хорошо, а что плохо. Нельзя сказать, что большинство не было согласно с таким положением вещей. Художники в основном не были борцами, им хотелось просто спокойно работать.
Одна из работ – «Сталин и Молотов на отдыхе» – задает систему координат выставки. Два вождя, идущие по заливным лугам, окружены гирляндами счастливых детей, и глаза у вождей добрые-добрые. Картинами такого рода в 1930–1950-е годы любили украшать санатории, дома отдыха, элитные пионерские лагеря. Лето было наиболее плодотворным временем для советских живописцев. Пленэрная живопись возможна только в то время года, когда рука может держать кисть – немного весной, немного осенью, и, конечно, все лето. А свободные пейзажные этюды (всегда более добротные и основательные, чем у первооткрывателей пленэра – французов) – фирменный знак советского искусства 1950-х годов. Недаром на западе эта живопись называется советским импрессионизмом.
Импрессионистический налет в ту эпоху допускался даже в программных соцреалистических работах, что уж тут говорить о дачных этюдах!
Оттепельные 1960-е дали отечественной культуре не только писателей, но и художников-«деревенщиков». Славянофильский интерес к «исконно-посконному» в те времена стал одним из способов ухода от унылой советской действительности. А деревянные срубы, поленницы, соломенные крыши и некрашеные заборы – настоящее раздолье для живописца. Эта тема представлена на выставке гармоничными пейзажами Виктора Чуловича, простодушно-лукавыми работами Андрея Соловьева с их наивной тщательностью и нарядной цветовой гаммой, солнечными этюдами Дмитрия Тегина.
К 1970-м годам советское искусство неуклонно стремилось к декоративности. Один из лучших примеров – неистовая живопись Андрея Полюшенко, который довел до логического конца пластические находки художников русского модерна от Врубеля до своего учителя Крымова. Мощно структурированные облака или экстатические сполохи закатного света – визитная карточка этого темпераментного художника.
В экспозиции представлены работы Кончаловского, Терпсихорова, Максимова, Тутунова, Лавренко и многих других российских художников второй половины ХХ века.