В последний день августа в Венеции откроется 52-й международный кинофестиваль. В конкурсе будет представлено 19 фильмов, внеконкурсная программа включает 44 картины – это меньше, чем бывает обычно. В прошлом году, например, вне конкурса было показано более 70 лент. Директор фестиваля Марко Мюллер объяснил, что резкое сокращение фестивального «объема» вызвано соображениями безопасности.
Полиции в Венеции в этом году будет существенно больше, чем обычно, металлоискателей – тоже. А еще говорят, что Венецианский фестиваль – единственный из трех самых престижных в мире, которого политика никак не касается. Впрочем, что касается политической ангажированности, то Венеция пока всеми силами старается удержаться за художественные критерии.
Итальянцы отобрали в конкурс аж семь итальянских картин, но ничего странного или предосудительного в этом нет – Каннский конкурс пестрит французскими лентами, берлинский – немецкими.
Самая мощная команда прибудет из Америки. Кстати, в последнее время Венеция, до того сильно чуравшаяся «голливудщины», все больше и больше привечает заокеанское кино, и далеко не всегда самое удачное. Есть некоторые сомнения, что не очень пока умелый режиссер Джордж Клуни, чей фильм «Спокойной ночи и удачи» отобран в конкурс, на сей раз сможет подтвердить свою репутацию режиссера. То же касается хорошего актера Джона Туртурро, для которого нынешний фильм – «Любовь и сигареты» – уже третий на его режиссерском, пока не очень удачном, счету. Приедут также Терри Гиллиам с «Братьями Гримм», любитель всех фестивалей Патрис Шеро с картиной «Габриэль», Кшиштоф Занусси с лентой «Персона нон грата». Одну из «персон» в картине Занусси сыграл Никита Михалков.
Что особенно приятно – так это третий год подряд после долгого перерыва присутствие в конкурсе российской картины. На сей раз наше отечество будет представлять Алексей Герман-младший. «Гарпастум» – так называется его новая работа – это античная игра с мячом, популярная в Спарте. Однако действие разворачивается в Петербурге незадолго до Первой мировой войны. На экране появятся Чулпан Хаматова, Леонид Мозговой, Гоша Куценко. Предыдущая работа режиссера, «Последний поезд», умная, практически художественно безупречная картина, два года назад удостоилась здесь специального упоминания жюри, после чего триумфально прокатилась по множеству международных фестивалей и получила в Салониках главный приз.
Похоже, в Венеции мы постепенно становимся желанными гостями. После неожиданного и сокрушительного триумфа «Возвращения» дебютанта Андрея Звягинцева Венеция на следующий год опять отобрала в конкурс дебют – «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной. Фильм ничего не получил, однако знаменовал собой тот факт, что русское кино в Венеции – не случайность, а намек на тенденцию. Приглашение молодого Германа эту тенденцию, похоже, подтверждает.