0
738
Газета Культура Интернет-версия

02.08.2005 00:00:00

На грани, всегда на грани

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, фестиваль


Два месяца – с 1 июня по 30 июля – на жарких улицах Москвы (в саду «Аквариум») и в хорошо проветриваемых помещениях (там же, в Театре имени Моссовета, в Театре имени Пушкина), и душном зале МХТ имени Чехова (вероятно, кондиционеры не справлялись с напором желающих посмотреть на «Лес» Петра Фоменко) шли спектакли VI Международного театрального фестиваля имени Чехова. За кулисами говорили по-китайски, по-испански, английски, японски: сменяя друг друга, играли свои спектакли театры КНР и Тайваня, Японии, Бразилии, Франции, Швейцарии, Латвии, Кореи, Польши, Армении. Попробуем в телеграфном стиле разобраться с пока не состарившимися впечатлениями.

Провал? Провалов не было – во всяком случае, в той части афиши, которую сам Чеховский фестиваль выносит «во первые строки» – то есть в главной, «Мировой серии». Даже когда лично мне что-либо было не по душе, не «пробивало», всегда находились зрители и критики, которые выражали искренние восторги по поводу того или иного спектакля. Неудачи, более или менее единодушно принятые за таковые, «приютила» так называемая экспериментальная, молодежная программа: но и там на одного, всеми разруганного «Ан-дер-сена», совместное датско-российское приношение к юбилею великого сказочника (датское – как кстати данное слово!), приходится сразу два спектакля мастерской Сергея Женовача.

Опыт национальной самоидентификации. Спектакли из братской Бразилии, составившие программу так называемого бразильского сезона, может, и не стали каким-то важным театральным открытием, но┘ Бразильский театр преподал нам еще один урок или показал замечательный пример того, как национальная – карнавальная – культура естественно и ненасильственно преломляется и сохраняется в новое время. Безо всякого антиглобализма родные приметы не теряются среди чужестранных гамлетов и фаустов, и одновременно это самое национальное, фольклорное не превращается в ходкий гастрольно-глянцевый товар.

Успех. Сколько их было, успехов на нынешнем Чеховском фестивале? «Оскар и розовая дама» Петербургского театра имени Ленсовета – раз, неоспоримое торжество русской актерской школы, потрясающая по драматизму роль Алисы Фрейндлих. «Три сестры» Деклана Доннеллана и «Лес» Петра Фоменко подтвердили плодотворность сотрудничества, полезного взаимоопыления двух разных школ, с берегов туманного Альбиона и Сены и – с нашей Москвы-реки.

Театр на грани. Самое, пожалуй, интересное, ценное, то, что даст теперь поводы для раздумий и, возможно, для последующей театральной практики, – спектакли, где театр драматический балансировал на грани между театром и видео, кино, между драмой и балетом, словом и музыкой, между интеллектуальными экзерсисами и балетными.

Самыми интересными на нынешнем фестивале стали как раз такие спектакли «на грани», мультикультурные проекты, междисциплинарные театральные откровения, вроде «Шума времени» Саймона МакБерни, в спектакле которого «за драматизм» отвечали вполне академические, то есть по филармоническому, а не театральному ведомству прописанные солисты американского «Эмерсон-квартета».

«Эраритжаритжака» Хайнера Геббельса, фантастическая по воплощению синхронизация видео и живого изображения, актера на экране и живых музыкантов, сочетание каких-то абстрактных максим (в жанре «взгляд и нечто») со всепонятным бытом, когда актер банально жарит яичницу, приговаривая нечто чрезвычайно разумное с философской точки зрения. И «Эраритжаритжака», и – с противоположной стороны – «Пьеса без слов» Мэтью Борна «доказывали» самим своим существованием, что искусство интеллектуальное может быть нескучным, а коммерческое – напротив, изысканно-интеллектуальным. И антагонистических противоречий меж ними нет. Надо, правда, владеть еще приемами того и другого, потому что плохим бывает любой театр. Об этом наши зрители знают не понаслышке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1203
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1973
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2016
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2817

Другие новости