0
854
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2005 00:00:00

Кризис самобытности

Тэги: балет, реформы


Недавно в Москву съехались деятели отечественной хореографии. Поводов для съезда было два – возвышенный и насущный. Возвышенный повод – декларация ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Русский балет вполне подпадает под это определение. Или, как выразился в докладе председатель комиссии по хореографии СТД РФ и глава труппы «Кремлевский балет» Андрей Петров, подпадает такое отечественное явление, как «русский традиционный репертуарный ансамблевый театр».

Сразу возникла неясность. Что именно надо охранять – конкретный балет или театр, его исполняющий и производящий? Пример охраны балета – пробы аутентизма Мариинского театра при восстановлении «Спящей Красавицы» и «Баядерки». Пример охраны театра – президентские гранты той же Мариинке и ГАБТу или борьба театральной общественности против перегибов грядущей театральной реформы. Это разные проблемы, а значит, и разные способы решения. А может быть, надо лелеять руководителей балетных коллективов? В речах некоторых ораторов этот тезис хоть и не звучал открытым текстом, но явственно подразумевался┘

Второй, насущный повод конференции – создание Всероссийской гильдии деятелей хореографического искусства. Гильдию постановили создать – и поручить ей информирование и сотрудничество с власть имущими по вопросам балета и балетмейстеров.

В докладе Петрова говорилось о «наличии угрозы балетным традициям «со стороны меняющегося мира» в наступающем «непредсказуемом и тревожном веке». С точки зрения докладчика, никем на конференции не опровергнутой, угроза нашему традиционному театру исходит от туманных «воинственных форм дилетантизма». Кроме того, идет «неразборчивый пересмотр ценностей» и попытка каких-то неназванных супостатов подогнать наш театр под стандарты балетного глобализма. Говорилось в докладе и об «эйфории свободы и утере национальных корней». Опять-таки без конкретных примеров.

А обозреватель «НГ» вспоминал недавно закончившийся десятый конкурс хореографов и артистов балета, где показывали постановки наши начинающие «творцы». Пока что «эйфория свободы» не научила балетную молодежь даже толково учиться у великих мировых мастеров, а не то что терять «национальные корни». И вообще, чтобы потерять, надо сначала что-то обрести. Как только активно действующий или начинающий российский хореограф поставит балет, который перенесут на свои сцены Парижская опера или Ковент-Гарден, я первая подпишусь под воззванием об опасности «утраты корней». А пока, извините, рано.

Ораторы на конференции признали «кризис хореографического корпуса», имея, разумеется, в виду состояние дел в соседнем коллективе и в других областях страны. Но никто из выступающих не вспомнил опыт, благодаря которому в Европе и Америке регулярно появляются талантливые авторы балетов. Способ этот – дать возможность работы артистам своей труппы, желающим попробовать себя в постановке танцев, предоставлять им площадки, исполнителей и деньги. Да, многое из созданного, если не все, сразу пойдет в шлак. Да, процент неудач будет огромный. Но иного способа найти и раскрыть талант нет. Так делали, например, в Штутгартском балете, руководители которого любили не только себя в искусстве, но и искусство в себе, потому не боялись конкуренции молодых. Вот и вышли из штутгартской труппы великие европейские хореографы – Ноймайер, Форсайт и Килиан. Так делает сам Килиан в Нидерландском театре танца, где выпестовали лучшего хореографа сегодняшней Европы Начо Дуато.

У нас подобное и представить невозможно. Когда худрук балета ГАБТа Алексей Ратманский, сам неплохой хореограф, поработав на Западе, привез оттуда идею постановочных «воркшопов» и осуществил ее на сцене Большого театра – это показалось чудом. Еще большее чудо – то, что «воркшоп» объявлен первым, но не последним. И если в прошлом году в нем участвовали приглашенные Ратманским постановщики со стороны, то теперь начтут ставить артисты из недр ГАБТа.

Но это прогрессивный Ратманский, и это Большой театр, в лице молодого балетного худрука готовый искать таланты по мировым моделям поиска. В других местах процветает самобытность. Она выглядит так. Как сказал Петров, «каждый год многие артисты «Кремлевского балета» получают в РАТИ дипломы. И ничего у них не меняется». А ведь должно меняться. Если мы и впрямь хотим не только дежурно говорить о кризисе хореографов, а на деле смягчить этот кризис.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1626
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1369
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1745
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
917

Другие новости