Недавно в Москву съехались деятели отечественной хореографии. Поводов для съезда было два – возвышенный и насущный. Возвышенный повод – декларация ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Русский балет вполне подпадает под это определение. Или, как выразился в докладе председатель комиссии по хореографии СТД РФ и глава труппы «Кремлевский балет» Андрей Петров, подпадает такое отечественное явление, как «русский традиционный репертуарный ансамблевый театр».
Сразу возникла неясность. Что именно надо охранять – конкретный балет или театр, его исполняющий и производящий? Пример охраны балета – пробы аутентизма Мариинского театра при восстановлении «Спящей Красавицы» и «Баядерки». Пример охраны театра – президентские гранты той же Мариинке и ГАБТу или борьба театральной общественности против перегибов грядущей театральной реформы. Это разные проблемы, а значит, и разные способы решения. А может быть, надо лелеять руководителей балетных коллективов? В речах некоторых ораторов этот тезис хоть и не звучал открытым текстом, но явственно подразумевался┘
Второй, насущный повод конференции – создание Всероссийской гильдии деятелей хореографического искусства. Гильдию постановили создать – и поручить ей информирование и сотрудничество с власть имущими по вопросам балета и балетмейстеров.
В докладе Петрова говорилось о «наличии угрозы балетным традициям «со стороны меняющегося мира» в наступающем «непредсказуемом и тревожном веке». С точки зрения докладчика, никем на конференции не опровергнутой, угроза нашему традиционному театру исходит от туманных «воинственных форм дилетантизма». Кроме того, идет «неразборчивый пересмотр ценностей» и попытка каких-то неназванных супостатов подогнать наш театр под стандарты балетного глобализма. Говорилось в докладе и об «эйфории свободы и утере национальных корней». Опять-таки без конкретных примеров.
А обозреватель «НГ» вспоминал недавно закончившийся десятый конкурс хореографов и артистов балета, где показывали постановки наши начинающие «творцы». Пока что «эйфория свободы» не научила балетную молодежь даже толково учиться у великих мировых мастеров, а не то что терять «национальные корни». И вообще, чтобы потерять, надо сначала что-то обрести. Как только активно действующий или начинающий российский хореограф поставит балет, который перенесут на свои сцены Парижская опера или Ковент-Гарден, я первая подпишусь под воззванием об опасности «утраты корней». А пока, извините, рано.
Ораторы на конференции признали «кризис хореографического корпуса», имея, разумеется, в виду состояние дел в соседнем коллективе и в других областях страны. Но никто из выступающих не вспомнил опыт, благодаря которому в Европе и Америке регулярно появляются талантливые авторы балетов. Способ этот – дать возможность работы артистам своей труппы, желающим попробовать себя в постановке танцев, предоставлять им площадки, исполнителей и деньги. Да, многое из созданного, если не все, сразу пойдет в шлак. Да, процент неудач будет огромный. Но иного способа найти и раскрыть талант нет. Так делали, например, в Штутгартском балете, руководители которого любили не только себя в искусстве, но и искусство в себе, потому не боялись конкуренции молодых. Вот и вышли из штутгартской труппы великие европейские хореографы – Ноймайер, Форсайт и Килиан. Так делает сам Килиан в Нидерландском театре танца, где выпестовали лучшего хореографа сегодняшней Европы Начо Дуато.
У нас подобное и представить невозможно. Когда худрук балета ГАБТа Алексей Ратманский, сам неплохой хореограф, поработав на Западе, привез оттуда идею постановочных «воркшопов» и осуществил ее на сцене Большого театра – это показалось чудом. Еще большее чудо – то, что «воркшоп» объявлен первым, но не последним. И если в прошлом году в нем участвовали приглашенные Ратманским постановщики со стороны, то теперь начтут ставить артисты из недр ГАБТа.
Но это прогрессивный Ратманский, и это Большой театр, в лице молодого балетного худрука готовый искать таланты по мировым моделям поиска. В других местах процветает самобытность. Она выглядит так. Как сказал Петров, «каждый год многие артисты «Кремлевского балета» получают в РАТИ дипломы. И ничего у них не меняется». А ведь должно меняться. Если мы и впрямь хотим не только дежурно говорить о кризисе хореографов, а на деле смягчить этот кризис.