Размытость деталей и нарочитая небрежность – фирменный стиль Мисаки Андо.
Фото Вячеслава Кочеткова
Алый диск солнца на туманно-белом полотне┘ Простота форм, лаконичность, яркие цветовые акценты, чистота линий и глубокий символизм... Нет, это не творение художника-авангардиста и не фрагмент старинной японской гравюры. Это художественное произведение – государственный флаг Страны восходящего солнца, украсивший в эти июльские дни одно из зданий в тихом переулке неподалеку от Патриарших прудов.
Этот район Москвы еще с прошлого века славится странными, загадочными явлениями. Вот и на этот раз японское солнце взошло не над посольством или консульством, как можно было бы предположить, а над Московским музеем современного искусства – в честь выставки японских художников Мисаки и Тамако Андо, организованной в российской столице при поддержке компании JT International.
Как подчеркнул на церемонии открытия выставки Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Иссэй Номура, «символично, что выставка проходит в рамках празднования 150-летия установления дипломатических отношений между Японией и Россией┘ Этот рубежный год является для наших народов прекрасной возможностью вместе подумать о будущем японо-российских отношений. Искусство ярко отражает культуру, характер нации и является эффективным средством для углубления взаимопонимания между народами».
По своему географическому положению Россия находится между Востоком и Западом, однако для большинства россиян Япония была и остается страной-загадкой, таинственным островом. Поэтому, чтобы понять душу японца, нужно взглянуть на мир его глазами. Выставка художников Мисаки Андо и Тамако Андо в Московском музее современного искусства представила такую возможность, открыв всем желающим своеобразное «окно в Японию». Однако тех, кто искал экзотики и рассчитывал увидеть здесь нечто «типично японское», ждало разочарование. «Мы считаем, что творчество Мисаки и Тамако Андо обязательно найдет отклик в душе каждого российского любителя живописи, а не только у ценителей традиционной японской колористики, – считает руководитель отдела по корпоративным вопросам компании JTI Вадим Боцан-Харченко. – Потому что Мисаки и Тамако Андо – современные художники, в их творчестве органично сочетаются восточное мировоззрение и западное видение, традиционная японская техника каллиграфии и приемы европейских импрессионистов. Мы уже давно хотели принять участие в организации выставки современного японского искусства в России, и приезд в Москву Мисаки Андо – отличный повод для спонсорского содействия».
Мисаки Андо – один из наиболее ярких представителей изобразительного искусства послевоенной Японии, профессор Киотского университета искусства и дизайна, председатель Международной ассоциации деятелей искусств Киото – впервые представил на суд широкой российской публики свои работы. Живописец, скульптор, керамист, каллиграфист и инсталлятор, Мисаки Андо в многообразии своих талантов под стать древней столице Страны восходящего солнца – городу Киото, в котором зародились многие традиционные искусства Японии. Здесь появились первые каллиграфические свитки и искусство составления букетов, а местные художники изобрели и довели до совершенства филигранную технику японской гравюры. В своих работах Мисаки Андо сочетает несочетаемое, виртуозно облекает традиционное содержание в авангардные формы и наоборот – придает современное звучание вечным темам японского искусства.
Каллиграфия в исполнении Мисаки Андо – это больше, чем написание иероглифов. Она, как и любая живопись, не требует перевода. Один-два энергичных росчерка туши – и перед вами картина «Плывущие облака», где есть и небо, и тучи, и ветер.
Бамбуковая скульптура и инсталляция – еще одно направление творчества Мисаки Андо. Вот тугая спираль из тысячи тонких прутьев, и кажется: только дотронься – и они хлестко распрямятся с угрожающим свистом и начнут кружить по залу музея маленьким смерчем, вовлекая всех и вся на свою орбиту. А рядом – умиротворяющая инсталляция «Склоненное дерево криптомерии», возвращающая душевный покой и дарящая чувство единения с природой.
Но все же самое сильное впечатление осталось от живописных полотен Мисаки Андо. Яркие пятна цветов, размытость деталей и словно бы нарочитая небрежность заставляют забыть, что перед нами картины японского художника (а не французского импрессиониста). А невесомые, прозрачные пейзажи, напротив, навевают воспоминания о Японии даже тому, кто никогда там не был. Вот коренастое старое дерево, склонившись, с надеждой ждет весны – и легкая дымка цветов уже скрывает корявые ветви. Восток и Запад, причудливо переплетенные в творчестве Мисаки Андо, нашли свое символическое воплощение в двух картинах «Фудзи» и «Парфенон», которые экспонировались на выставке. Белая вершина Фудзи – источник вдохновения японских поэтов и художников, девственная, незыблемая и неизменная – высоко парит над землей в голубых небесах, скрывая свое подножие в клубах фиолетового тумана. И в том же зале, неподалеку от горы Фудзи, – полотно с изображением Парфенона. Творение рук человеческих, исток и оплот европейской цивилизации, Парфенон в исполнении Мисаки Андо широко раскинулся на склоне холма, гордо вздымая в небо свои башни, а над ними – фиолетовый туман, снежные шапки горных вершин и все то же высокое небо.
Тамако Андо, жена и коллега Мисаки Андо, еще не столь знаменита на родине и за ее пределами, как ее муж. Но вот уже 12 лет она выставляет свои работы, вызывающие неизменный интерес и внимание публики и прессы. Свои картины художница оставляет безымянными, давая возможность зрителям самостоятельно определить смысл каждого своего послания миру. Ведь она рисует настроение и чувства, гармонию и хаос, мгновение и бесконечность, и то, что невозможно выразить словами, услышать, увидеть или даже представить себе, а можно только почувствовать, да и то лишь на мгновение. Удивительно, но картины Тамако Андо, использующей в своей живописи не только авангардные цветовые всплески, но и традиционные японские символы, оказались близки и понятны российским ценителям живописи.
Как отметил Сергей Худяков, председатель Комитета по культуре Москвы, «есть что-то незримое, что объединяет японское изобразительное искусство с российским: искренность, непосредственность, чистота, проникновенность и глубокая философичность. Японская живопись по-особому ложится на русскую душу. В этом близость судьбы, человеческого понимания, осмысления действительности и истории». Как подчеркнул Дмитрий Швидковский, вице-президент Российской академии художеств и заместитель директора Музея современного искусства, «эта выставка свидетельствует о том, что соединились две культуры». Поэтому можно с уверенностью сказать, что успех японских художников в Москве будет способствовать развитию взаимопонимания и расширению связей между нашими странами.