0
938
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2005 00:00:00

Украденная шинель дяди Сэма

Тэги: мюллер, кино, премьера


мюллер, кино, премьера Герой Шона Пенна жил нелепо и умер нелепо.
Кадр из фильма 'Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона'

Главному герою Сэму Бикку (Шон Пенн), продавцу офисной мебели, не везет. Причем не везет во всем и постоянно: от него уходит жена, его выгоняют с работы, ему не дают кредит в банке, из-за чего так и не осуществляется его давняя мечта – открыть собственное дело. В общем, неудачник. Типичный лузер. Тот, кого в советских учебниках литературы принято было называть «маленьким человеком», непременно подчеркивая, что «маленький человек» – явление исключительно русское. У нашего Акакия Акакиевича Башмачкина была мечта – шинель. Когда он лишился ее, он умер. У Сэма Бикка тоже была мечта, американская мечта – крепкая семья, свой дом, свое дело и вера в незыблемость достигнутого. Когда он лишился этой мечты, он умер. Только в отличие от тишайшего Акакия Акакиевича герой американского фильма подмешивает в свою несложившуюся жизнь достоевщины – «Тварь я дрожащая или право имею?» Прожив «дрожащей тварью» сорок с лишним лет, не дождавшись от общества и властей исполнения своей американской мечты, Сэм подобно Герострату решает оставить по себе память. Чтобы хоть кто-то да запомнил, чтобы по телевизору показали. Вооружившись пистолетом, он врывается в салон самолета, где путано требует от пилота куда-то лететь и окружает себя несколькими трупами. Стоит ли говорить, что через пять минут его страданиям приходит конец. В теленовостях его все-таки показали. Маленькая посмертная удача.

Нет, все-таки сравнение с гоголевским Башмачкиным не совсем корректно. Акакий Акакиевич не задавался глобальными вопросами, не рассуждал о вине общества и властей в собственных неудачах и уж тем более не решал свои проблемы чужой кровью. Хотя неизвестно, каким бы предстал перед нами Башмачкин, живи он в ХХ–ХХI веке.

По мере обрушивания на него все новых и новых несчастий Сэм Бикк все больше и больше задается вопросами, столь близкими сердцу русского человека: «Кто виноват?» (разумеется, власти во главе с президентом) и «Что делать?» (разумеется, сначала бороться, потом – гори оно все синим пламенем).

Отчаявшийся, разуверившийся в мечте человек страшен, живет ли он в России, в Америке ли. География не важна. Каждый из нас – частичка государства. Каждый из нас вырос на избитых, но прочных схемах. Советских детей приучали к тому, что у всякого должна быть мечта, и мы обязаны были пестовать в себе мечты, писать о них сочинения, верить в них. Потом, когда мечты не сбывались, кто-то спивался, кто-то стрелялся, кто-то вырывался за кордон в поисках новой мечты. А там – то же самое. Там своя, американская, мечта, тоже избитая, схематичная и тоже далеко не всегда достижимая. Как не получилось у нашего государства дать к 2000 году каждой семье отдельную квартиру, так и ни одно американское правительство не в состоянии обеспечить каждого своего гражданина сбывшейся мечтой. Любое государство, любая власть в той или иной мере зомбирует. Герой Шона Пенна бесконечно смотрит по телевизору выступления Никсона – обещающего... рапортующего... успокаивающего... Каждый раз он верит, что президент обращается именно к нему, Сэму, и вот сейчас, в крайнем случае завтра, у Сэма все получится. Знакомая нам вера в доброго барина. Но барин не приехал и не рассудил. Барин виноват. И тогда откуда-то с самого дна маленького человека поднимается не ведомая даже ему черная обида: обманули. Раз обманули – будем мстить. Не получится отомстить самому главному – не страшно, отомстим просто, безадресно. Потому что в конечном счете виноваты все. Бунт маленького человека, бессмысленный и беспощадный.

Шон Пенн – актер во многом загадочный. Управляясь на первый взгляд самым минимумом выразительных средств, почти не меняющихся от роли к роли – брови домиком, пелена слез в глазах, дрожащая ямочка на подбородке, – он каждый раз умудряется вложить в этот минимум миллион разных оттенков. Ямочка на подбородке дрожит то гневливо, то даже мужественно, здесь – жалко. Брови домиком он умеет поставить то недоуменно, то нежно, здесь – тоже жалко. И отчаянно. И даже – решительно, например, когда убивает любимую собаку, чтобы проверить, сможет ли убить человека. Смог. Подняв брови в последнем отчаянии дождаться доброго барина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
684
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1240

Другие новости