0
697
Газета Культура Интернет-версия

12.07.2005 00:00:00

Босоногие радости

Тэги: дункан, фестиваль, танец


«Московское действо» (фестиваль посвящен столетию первого выступления Дункан в России) – один из самых больших проектов такого рода. Последователи Дункан, встретившись в эти дни в Москве, где дают концерты на разных площадках, умудрились даже сотворить коллективное действо – «Поэму экстаза» на музыку Скрябина.

О чем думает современный человек, придавленный урбанизмом, техническим прогрессом и интернетом? Когда музыка из плеера в заткнутых наушниками ушах – это один способ отгородиться от мира, общение в чатах до потери пульса – другой, а третий – треп по мобильнику без трубки в руках, так что со стороны кажется, будто человек свихнулся и говорит сам с собой. В условиях отчуждения от самих себя люди охотно вспоминают о простых радостях жизни. Одна из них – возможность ощутить собственное тело. Понять его как сгусток витальности и физической энергии, тут же переходящей в нефизическую. А еще избавиться от одиночества, осознать счастье от общения с другими людьми. Наилучшая для этого возможность – танец.

Именно так, задолго до интернета и мобильников, поняла суть движения Айседора Дункан, великая «босоножка». Танец, требующий многолетней учебы, особых природных данных исполнителя и наперед заданного канона, то есть классический балет, вызывал у Дункан активное отторжение. Она внедряла в массы понимание танца как радости, доступной каждому. И, видимо, что-то такое носилось в воздухе эпохи символизма и модерна. Потому что, как грибы после дождя, в Европе стали возникать сходные пластические системы – от ритмопластики Жак-Далькроза до эвритмии Рудольфа Штайнера. Кстати, решая собственные задачи, революционеры раскрепощенного тела нечаянно открыли миру главные принципы того, что ныне зовется современным танцем, подарившим искусству XX века великих хореографов и оказавшим влияние даже на классический танец.

«Поэму экстаза» Скрябина показали в Концертном зале имени Чайковского в рамках гала-концерта участников фестиваля. Перед Скрябиным вспоминали композиции Дункан, сохраняемые ее преданными последователями в Америке, Шотландии и Париже. Решение «Поэмы экстаза» тоже исходило из ее заветов, за сто лет превращенных в новый канон. Выяснилось, что канона как такового дунканисты и их соратники ничуть не боятся: московский смотр программно назван «фестивалем аутентичного музыкально-театрального искусства», а исполнять подлинные танцы Айседоры ее последователи стремятся так же точно, как Мариинский театр восстанавливает истинную «Спящую красавицу» Мариуса Петипа.

Босые ноги. Патетическая музыка. В одеждах – непременные хитон или туника: Дункан копировала свои сценические костюмы с древнегреческой вазописи. Нехитрая хореография, основанная на беге, подпрыгиваниях, порханиях и взмахах рук, доступных непрофессионалу. Танцуют все, кто пришел в какую-то студию «музыкального движения», «пластического танца» или в мастерскую контактной импровизации. Возраст и телосложение значения не имеют. Не балет в обычном понимании слова и не спектакль, а массовое телесное самовыражение.

Кроме выступлений, в программе фестиваля еще и мастер-классы, научная конференция и четыре выставки в библиотеке «Русское зарубежье», посвященные истории дунканизма и сходных с ним течений. И вот еще что. За столетнюю историю «свободного танца» выяснилось, что танец этот при специальных методиках может давать педагогический и даже лечебный эффект. Во время фестиваля прошла демонстрация приемов «танце-двигательной терапии», лечащей людей с недостатками психического развития и опорно-двигательного аппарата. А в последний день «Московского действа» вы можете спросить о своей судьбе Дельфийского оракула, отгадать загадки Сфинкса, увидеть живую картину «Последний день Помпеи» и факельное шествие. Если приедете в усадьбу «Кузьминки-Влахернское», где пройдет костюмированный бал-маскарад «Серебряное эхо Древней Эллады».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
459
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
316
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
400

Другие новости