«Московское действо» (фестиваль посвящен столетию первого выступления Дункан в России) – один из самых больших проектов такого рода. Последователи Дункан, встретившись в эти дни в Москве, где дают концерты на разных площадках, умудрились даже сотворить коллективное действо – «Поэму экстаза» на музыку Скрябина.
О чем думает современный человек, придавленный урбанизмом, техническим прогрессом и интернетом? Когда музыка из плеера в заткнутых наушниками ушах – это один способ отгородиться от мира, общение в чатах до потери пульса – другой, а третий – треп по мобильнику без трубки в руках, так что со стороны кажется, будто человек свихнулся и говорит сам с собой. В условиях отчуждения от самих себя люди охотно вспоминают о простых радостях жизни. Одна из них – возможность ощутить собственное тело. Понять его как сгусток витальности и физической энергии, тут же переходящей в нефизическую. А еще избавиться от одиночества, осознать счастье от общения с другими людьми. Наилучшая для этого возможность – танец.
Именно так, задолго до интернета и мобильников, поняла суть движения Айседора Дункан, великая «босоножка». Танец, требующий многолетней учебы, особых природных данных исполнителя и наперед заданного канона, то есть классический балет, вызывал у Дункан активное отторжение. Она внедряла в массы понимание танца как радости, доступной каждому. И, видимо, что-то такое носилось в воздухе эпохи символизма и модерна. Потому что, как грибы после дождя, в Европе стали возникать сходные пластические системы – от ритмопластики Жак-Далькроза до эвритмии Рудольфа Штайнера. Кстати, решая собственные задачи, революционеры раскрепощенного тела нечаянно открыли миру главные принципы того, что ныне зовется современным танцем, подарившим искусству XX века великих хореографов и оказавшим влияние даже на классический танец.
«Поэму экстаза» Скрябина показали в Концертном зале имени Чайковского в рамках гала-концерта участников фестиваля. Перед Скрябиным вспоминали композиции Дункан, сохраняемые ее преданными последователями в Америке, Шотландии и Париже. Решение «Поэмы экстаза» тоже исходило из ее заветов, за сто лет превращенных в новый канон. Выяснилось, что канона как такового дунканисты и их соратники ничуть не боятся: московский смотр программно назван «фестивалем аутентичного музыкально-театрального искусства», а исполнять подлинные танцы Айседоры ее последователи стремятся так же точно, как Мариинский театр восстанавливает истинную «Спящую красавицу» Мариуса Петипа.
Босые ноги. Патетическая музыка. В одеждах – непременные хитон или туника: Дункан копировала свои сценические костюмы с древнегреческой вазописи. Нехитрая хореография, основанная на беге, подпрыгиваниях, порханиях и взмахах рук, доступных непрофессионалу. Танцуют все, кто пришел в какую-то студию «музыкального движения», «пластического танца» или в мастерскую контактной импровизации. Возраст и телосложение значения не имеют. Не балет в обычном понимании слова и не спектакль, а массовое телесное самовыражение.
Кроме выступлений, в программе фестиваля еще и мастер-классы, научная конференция и четыре выставки в библиотеке «Русское зарубежье», посвященные истории дунканизма и сходных с ним течений. И вот еще что. За столетнюю историю «свободного танца» выяснилось, что танец этот при специальных методиках может давать педагогический и даже лечебный эффект. Во время фестиваля прошла демонстрация приемов «танце-двигательной терапии», лечащей людей с недостатками психического развития и опорно-двигательного аппарата. А в последний день «Московского действа» вы можете спросить о своей судьбе Дельфийского оракула, отгадать загадки Сфинкса, увидеть живую картину «Последний день Помпеи» и факельное шествие. Если приедете в усадьбу «Кузьминки-Влахернское», где пройдет костюмированный бал-маскарад «Серебряное эхо Древней Эллады».