0
3361
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2005 00:00:00

Наталья Макарова работает в России бесплатно

Тэги: макарова, балет


макарова, балет В эмиграции Наталья Макарова никогда не говорит плохо о России.
Фото Дмитрия Куликова

- Наталья Романовна, вы только что закончили работать в Пермском оперном театре, где поставили свою редакцию «Лебединого озера». Каким вы представляете этот старинный балет?

– Не очень переделанным. Я сохранила великую хореографию белых лебедей, сочиненную Львом Ивановым, изменила только последний акт. У меня в финале балета используется другая музыка Чайковского, не та, что звучит обычно: Петр Ильич написал для «Лебединого» так много прекрасной музыки, что поставить ее целиком почти не удается. В прологе и в части последнего акта я использовала танцы великого английского хореографа Фредерика Аштона. Я сама танцевала финал балета в аштоновской хореографии, в ней много русского, есть даже мотив хоровода. Мне всегда была ближе Одетта, чем Одиллия. Ведь я – лирико-драматическая балерина.

– И, кроме того, вы признавались, что не очень хорошо делали фуэте, а партия Одиллии их подразумевает.

– Я всегда их плохо крутила, но фуэте не определяет эту роль и вообще потенциал балерины. Майя Плисецкая никогда не делала фуэте. И Галина Уланова – тоже. Фуэте – технический трюк, который сейчас считается обязательным. Сегодня многие балерины делают двойные и тройные фуэте. Фуэте завоевало свое право на существование. В «Лебедином» его можно рассматривать как образ хлыста, которым обладает Одиллия, это знак ее характера. Но не надо делать из фуэте трюк, особенно в этом балете.

– А Татьяна Ларина из балета «Онегин» вам близка? Я имею в виду ее житейские поступки по отношению к Онегину. Или вы больше цените жертвенность Жизели?

– Я не отождествляю себя со своими ролями. Могу сказать только, что у меня не было двух одинаковых спектаклей. Каждый раз на сцене была иная Татьяна, Одетта или Жизель. На роль влияет любая деталь: с каким ощущением проснулась, какие мысли в голове. Перед «Жизелью» я всегда слушала Баха. Настраивалась на возвышенность духа. А в жизни я женщина непредсказуемая. Ничто женское мне не чуждо.

– Вы всегда опровергали историю о том, что Матильда Кшесинская подарила вам корону русских царей. Но вы знавали многих русских балетных эмигрантов┘

– Я была знакома с Тамарой Карсавиной, она подписала мне свою книгу, и в дарственной надписи русские буквы сочетались с английскими. Я хорошо знала Ольгу Спесивцеву, навещала ее на ферме, которую в Америке держала дочь Льва Толстого, Александра Львовна. У Ольги до глубокой старости сохранилось удивительно одухотворенное лицо, несмотря на душевную болезнь. Она жила в своем мире, рассказывала мне о тайном смысле своих вышивок крестиком. Со Спесивцевой меня познакомил наш соотечественник Сергей Лифарь, тогда глава Парижской оперы.

– На Западе вышла книга бывшего сотрудника КГБ. Он рассказывает, что в недрах этой организации разрабатывались планы превращения в инвалидов Рудольфа Нуреева и Натальи Макаровой. «Предателям Родины» собирались сломать ноги. Как вы думаете, почему это не осуществилось?

– Я узнала об этом только в прошлом году. Хорошо, что тогда не ведала ничего. Почему все-таки не сломали? Не знаю. Наверно, побоялись международного скандала. Или просто не добрались. А может, передумали, потому что в эмиграции я никогда не говорила плохо о стране. Наоборот, всегда выражала благодарность русской балетной школе, своим педагогам, которые дали мне путевку в жизнь.

– Приходилось читать, что, когда вы в первый раз танцевали с Рудольфом Нуреевым в Парижской опере, он нарочно вас уронил. Это правда?

– Руди нет с нами, и мне не хотелось бы плохо говорить о нем.

– Вы поддерживаете отношения с Михаилом Барышниковым?

– Да, хотя это непросто: я живу в Калифорнии, а Миша в Нью-Йорке. Когда-то он был не только моим партнером, но и шафером на свадьбе, держал корону над моей головой.

– Ходят слухи о вашем новом проекте «Наталья Макарова – мастер-класс».

– Он задумывался как танцевальный аналог мастер-класса Марии Каллас на Бродвее. Предполагалось, что вместе со мной будут участвовать Барышников и Диана Вишнева. Уже было готово забавное либретто. Но┘ не осуществилось.

– Увидев вас за длительной беседой с Романом Виктюком, я подумала, что вы говорите именно об этом проекте. Кажется, Виктюк и должен был поставить бродвейский спектакль┘

– Нет, просто мы с Романом Григорьевичем старые друзья и очень любим друг друга. Узнав, что я в Москве, он пришел меня повидать. Но в последние годы я много играю в драматическом театре, особенно в Лондоне. Последней моей работой была роль в пьесе «Неугомонный дух». Это комедия известного драматурга Ноэля Кауарда. Роль никак не связана с моей профессией балерины, как случалось в некоторых моих прежних работах в театре: моя героиня Эльвира не имеет занятий у станка и не демонстрирует балетную походку. Карьеру драматической актрисы (там как раз была роль взбалмошной балерины) я начала давно на Бродвее, в спектакле «На пуантах». Я получила за эту роль премию «Тони» и Премию имени Станиславского. А когда уходила из спектакля, то рекомендовала на свое место балерину Галину Панову-Рагозину. Она, как и я, в свое время была солисткой Мариинского театра.

– Ваш муж и сын приехали вместе с вами в Москву. Кажется, они всегда рядом с вами. Говорят, что муж продал свой бизнес, чтобы не расставаться с женой-балериной во время ваших гастролей по миру.

– Я иногда смотрю на них и не верю, что рядом со мной такие громадные мужчины, просто богатыри. Я-то сама миниатюрная, как видите. Семья у нас очень дружная, но Эдвард продал бизнес не только из-за меня. Мой сын (сейчас ему 27 лет) не захотел танцевать, он занимается экономикой и антиквариатом, окончил курсы при аукционе «Кристи» и сделал диссертацию о влиянии восточного искусства на западный рынок.

– В первый свой приезд в СССР после многолетнего перерыва (был 1989 год) вы изумлялись, что у нас не глушат Радио «Свобода». Чему вы удивляетесь, приезжая теперь?

– Обилию казино и прочего западного мусора. Не казино определяет свободу. Волноваться нужно о другом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1631
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1380
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1752
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
921

Другие новости