Впрочем, вызов принят не был: основная часть труппы на гастролях, а остальные вежливо приобщились. Публика и вовсе отнеслась к политическим играм индифферентно. Может, потому, что совсем недавно Варшавский балет показал здесь хотя и старую, но более радикальную «Кармен» Матса Эка, героине которой в кулуарах присвоили ярлык «девушка с трассы». К тому же Мариинка закалена «очеловечиванием» исторических и вечных сюжетов в оперных постановках Дмитрия Чернякова. В общем, на гастролях Большого накала страстей не было, и репутацию скандального спектакль не оправдал. Разве что во время сцены встречи Ромео и Джульетты в зале раздалось истеричное дамское хихиканье, потом отозвавшееся со сцены, да кто-то из балетных пенсионеров съязвил: «Почти Шекспир».
«Ромео» Деклана Доннеллана с хореографией Раду Поклитару не выглядит радикальным. Это хорошо поставленный спектакль с фактурными ролями вполне в духе переосознанных временем традиций драмбалета. В московском «Ромео» есть какая-то взвешенность: нет сентиментальности, но нет и публицистической чернухи. Может, то, что обозначено здесь как современность, уже тоже стало историей и подвержено паталогоанатомическому исследованию постмодерна. Здесь можно отыскать приемы и схожесть отовсюду. В пластике отзывается то «Весна священная», то «Грязные танцы», то слаженность кордебалета мюзиклов, то военные марши. Атмосфера «Однажды в Америке», мотивы «Ромео и Джульетты» Дзеффирелли и с Леонардо ди Каприо, «В джазе только девушки», приемы кукольного театра.
Пересказав Шекспира, авторы спектакля изменили персонажей истории. Джульетта (Мария Александрова) – способна постоять за себя, кусается, отбиваясь от Париса (Александр Волчков). Как ни странно, самой блеклой получилась роль Ромео (Денис Савин) – почти привет традициям кавалера в классическом балете. Тибальд (Денис Медведев) изживает комплекс маленького мужчины из благополучной семьи: отважно приходит один в стаю врага, но в носке у него всегда нож. Не выдерживая издевательства стаи врагов, собирается убить себя, но неожиданный приход Ромео предоставляет возможность убить Меркуцио. Тибальд наносит один удар – Ромео, убив его, словно продолжает убивать и его тень, на протяжении всех тактов, отведенных в музыке смерти Тибальда. Меркуцио (Юрий Клевцов) старше остальных в стае – только отсюда его первенство. А патер Лоренцо (Александр Петухов) слепой, как судьба. В активе режиссера и решение организма кордебалета: он стеной разделяет героев, возносит в радости, жадно наблюдает за отчаянием Ромео и вовремя подсовывает нож для самоубийства. На долю хореографа пришлось меньше удач – как меньше и его роль в создании спектакля. Наверное, самая яркая – первая встреча Ромео и Джульетты: в тишине пластически косноязыкие молодые животные бестолково обнюхивают друг друга.
Гастрольного прорыва не случилось: в Мариинке уже привыкли к любым крайностям. Пожалуй, «Ромео» здесь приняли как нормальную человеческую историю, без театральных котурнов. Обычно так принимают не музыкальные, а драматические спектакли.
Санкт-Петербург