Иван Васильев из Беларуси получил первую премию и золотую медаль.
Фото Елены Фетисовой
Со стороны организаторов и некоторых критиков уже прозвучали реплики: мол, на юбилейном конкурсе был высокий уровень исполнения. И причин для беспокойства как бы и нет. Или почти нет. Ну, убили организаторы свой престиж «профессионалов», допустив массу фактических ошибок при объявлении авторов, композиторов и персонажей старинных классических балетов. Получил почетный диплом, а не выговор фальшивящий конкурсный оркестр. Ну, ясно, что многолетние сетования на кризис российских хореографов пора прекращать: уже не кризис, а катастрофа. Этот факт признало и жюри, не присудив ни одной премии в соревновании хореографов (из-за границы приехали тоже дилетанты). Ко всему прочему, странные условия конкурса предлагают считать современной любую хореографию, сочиненную после 1950 года. Раз так, то зачем российским конкурсантам учиться иной, чем в классике, координации тела, что в принципе предполагает современный танец? Можно ведь станцевать вариацию Баланчина в первом отделении как «классику» и тот же самый номер – после антракта, в разделе «современная хореография». И при этом абсурде ни на йоту не нарушить формальные правила.
В Москве и впрямь выступила группа талантливых исполнителей с железными нервами (это, как известно, самое главное в соревновании). Белорус Иван Васильев заслуженно получил первую премию по младшей группе, как и выпускница московской Академии хореографии Чинара Ализаде. Ошеломили профессиональными возможностями солистки ГАБТа Наталья Осипова (3-я премия) и Екатерина Крысанова (2-я премия). Увезли «золото» американка Кристина Шевченко и украинец Ярослав Саленко. Удивила тонкостью прочтения роли Марина Бурцева (3-я премия), солистка Мариинки Евгения Образцова (1-я премия) порадовала чистотой петербургской школы.
Но распределение некоторых наград свидетельствует о потакании тревожной и давно процветающей мировой тенденции – превращению танца в спорт. Причем потакание это происходит на фоне бесконечных разговоров о нивелировке стиля спектаклей, изменении исполнителями хореографических текстов «под себя», преобладании культа техники и трюка, умалении артистизма и образности. «С этим надо что-то делать», – наперебой говорят деятели хореографии. При этом Гран-при получает украинский танцовщик Денис Матвиенко. Бесспорно, он показал незаурядную виртуозность. Но вместе с партнершей Анастасией Матвиенко, средне-крепкой балериной, получившей тем не менее золотую медаль, продемонстрировал откровенно варварское, вплоть до разрушения, пренебрежение стилем хореографии Баланчина в исполняемой «Тарантелле».
Проблемы конкурса – это продолжение проблем нашего балетного театра в целом. Один пример. Многие деятели балета России и стран ближнего зарубежья думают, что самое большое зло для классического балета – это современный данс-театр и надо спасать классику от конкурента на мировом рынке: якобы данс-театр угрожает классическим балетам самим фактом существования. То есть не добровольная закрытость от мира, не серьезные проблемы обучения в наших балетных школах, не отсутствие способностей к сочинению хореографии у хореографов приводят к проблемам, а тлетворное влияние «их нравов». Поэтому вполне корректные высказывания члена жюри из Швейцарии Ханса Шперли о программном консерватизме нашего балета многими на конкурсе были восприняты в штыки (мол, посягают на устои и нашу самобытность!) Зато вызывающие реплики Юрия Станишевского в адрес выдающегося европейского хореографа Пины Бауш негодования не вызвали. (Станишевский, член жюри от Украины, на встрече с журналистами сказал, что Бауш показывает «откровенную самодеятельность», потому что у нее «поехала крыша»).
Что ж, у нас всегда любили искать врага на стороне. Это гораздо удобней и приятней, чем признать собственные недостатки.