Теодор Курентзис порой дает мастер-классы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Дирижер – профессия штучная. Имена тех, кто добился успеха и признания, – у всех на слуху, и, как правило, это музыканты взрослые, зрелые. Недаром говорят, что возраст дирижеру к лицу. На молодых же обычно смотрят снисходительно, и на то есть много причин. Дело не только в умении контактировать с музыкантами, удерживать их внимание, заслужить уважение, зная, чего ты хочешь добиться, и, умея, выйти победителем из любой сложной ситуации. Дирижер иногда сродни тореро: только в его сражении не должно быть жертв. Жизненные и музыкальные знания приобретаются годами, и этот процесс бесконечен. А для того чтобы накопленное воплощать, дирижеру нужна такая малость, как инструмент: ему необходима как воздух практика живого общения с оркестром.
У каждого музыканта его инструмент всегда под рукой, он может заниматься в любое время и любое количество часов. Инструмент дирижера – оркестр. Его невозможно уложить в чехол, как скрипку или гобой, его не поставишь дома, как рояль. Вот это и есть самая серьезная проблема, с которой сталкиваются учащиеся дирижерских факультетов, получая учебный оркестр «в пользование», порой за два дня до очередного экзамена по специальности.
Обычно талантливые ученики становятся подмастерьями у своих педагогов, но это возможно только в том случае, если преподаватель – концертирующий дирижер, возглавляющий оркестр. Таких немного. Да и на всех учеников оркестра не хватит. Практика общения молодых дирижеров с оркестрами существовала в той или иной форме всегда. Например, в оркестр Всесоюзного радио приходили на стажировку такие известные сегодня мастера, а в то время начинающие маэстро, как Марис Янсонс, Александр Лазарев, Валерий Гергиев. Владимир Понькин несколько раз устраивал в Москве мастер-классы для молодых дирижеров, которые пользовались огромной популярностью. В Национальном филармоническом оркестре России придумали свой путь, создав группу дирижеров-стажеров. В течение минувшего сезона эта инициатива проходила пробы: группа дирижеров – студентов Московской консерватории и Академии хорового искусства регулярно посещала репетиции оркестра, наблюдая за работой Владимира Спивакова, Теодора Курентзиса, Томаса Зандерлинга, Джеймса Конлона. К молодым музыкантам присматривались, и в итоге решили сделать стажерскую группу постоянной. Пять начинающих маэстро помимо посещения репетиций оркестра будут иметь возможность пользоваться нотной библиотекой оркестра (а это огромное подспорье в освоении партитур), периодически им будут доверять проведение групповых репетиций духовых инструментов, а со временем самые одаренные будут допущены и к полноценной работе с оркестром как на репетициях, так и в концертах. У НФОР в этом отношении далекоидущие планы: рассматривается возможность проведения мини-фестиваля наподобие серий променадных концертов Би-би-си с участием только молодых дирижеров. Если эта инициатива будет оформлена, то к будущему июню в ММДМ появится общедоступный абонемент, в котором с лучшими оркестрами Москвы будут выступать начинающие маэстро.
Пока же двое музыкантов из новоиспеченной стажерской группы – 16-летний студент лицея при Ташкентской консерватории Азиз Шохакимов и студент Московской консерватории Денис Власенко провели открытую репетицию с оркестром, после которой журналисты, концертмейстеры НФОР и педагоги выступавших дирижеров обменялись впечатлениями. Во время обсуждения репетиции, на которой Азиз Шохакимов работал над Первой симфонией Брамса, а Денис Власенко – над Седьмой Бетховена, музыканты услышали конкретные замечания не только из уст своих педагогов, что привычно, но и узнали, какое впечатление произвели на журналистов, а главное – на оркестрантов. Все сошлись во мнении, что такого чуткого и серьезного отношения в работе с молодыми маэстро со стороны оркестра никто не ожидал. Всем известны истории о том, как опытные оркестранты «съедают» новенького дирижера за один неверный взгляд. Тут, похоже, интерес был обоюдный и удовольствие от общения получили обе стороны. Одним словом, первый блин вопреки традиции вышел не комом.