0
1005
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2005 00:00:00

Допуск к телу

Тэги: дирижер, обучение


дирижер, обучение Теодор Курентзис порой дает мастер-классы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Дирижер – профессия штучная. Имена тех, кто добился успеха и признания, – у всех на слуху, и, как правило, это музыканты взрослые, зрелые. Недаром говорят, что возраст дирижеру к лицу. На молодых же обычно смотрят снисходительно, и на то есть много причин. Дело не только в умении контактировать с музыкантами, удерживать их внимание, заслужить уважение, зная, чего ты хочешь добиться, и, умея, выйти победителем из любой сложной ситуации. Дирижер иногда сродни тореро: только в его сражении не должно быть жертв. Жизненные и музыкальные знания приобретаются годами, и этот процесс бесконечен. А для того чтобы накопленное воплощать, дирижеру нужна такая малость, как инструмент: ему необходима как воздух практика живого общения с оркестром.

У каждого музыканта его инструмент всегда под рукой, он может заниматься в любое время и любое количество часов. Инструмент дирижера – оркестр. Его невозможно уложить в чехол, как скрипку или гобой, его не поставишь дома, как рояль. Вот это и есть самая серьезная проблема, с которой сталкиваются учащиеся дирижерских факультетов, получая учебный оркестр «в пользование», порой за два дня до очередного экзамена по специальности.

Обычно талантливые ученики становятся подмастерьями у своих педагогов, но это возможно только в том случае, если преподаватель – концертирующий дирижер, возглавляющий оркестр. Таких немного. Да и на всех учеников оркестра не хватит. Практика общения молодых дирижеров с оркестрами существовала в той или иной форме всегда. Например, в оркестр Всесоюзного радио приходили на стажировку такие известные сегодня мастера, а в то время начинающие маэстро, как Марис Янсонс, Александр Лазарев, Валерий Гергиев. Владимир Понькин несколько раз устраивал в Москве мастер-классы для молодых дирижеров, которые пользовались огромной популярностью. В Национальном филармоническом оркестре России придумали свой путь, создав группу дирижеров-стажеров. В течение минувшего сезона эта инициатива проходила пробы: группа дирижеров – студентов Московской консерватории и Академии хорового искусства регулярно посещала репетиции оркестра, наблюдая за работой Владимира Спивакова, Теодора Курентзиса, Томаса Зандерлинга, Джеймса Конлона. К молодым музыкантам присматривались, и в итоге решили сделать стажерскую группу постоянной. Пять начинающих маэстро помимо посещения репетиций оркестра будут иметь возможность пользоваться нотной библиотекой оркестра (а это огромное подспорье в освоении партитур), периодически им будут доверять проведение групповых репетиций духовых инструментов, а со временем самые одаренные будут допущены и к полноценной работе с оркестром как на репетициях, так и в концертах. У НФОР в этом отношении далекоидущие планы: рассматривается возможность проведения мини-фестиваля наподобие серий променадных концертов Би-би-си с участием только молодых дирижеров. Если эта инициатива будет оформлена, то к будущему июню в ММДМ появится общедоступный абонемент, в котором с лучшими оркестрами Москвы будут выступать начинающие маэстро.

Пока же двое музыкантов из новоиспеченной стажерской группы – 16-летний студент лицея при Ташкентской консерватории Азиз Шохакимов и студент Московской консерватории Денис Власенко провели открытую репетицию с оркестром, после которой журналисты, концертмейстеры НФОР и педагоги выступавших дирижеров обменялись впечатлениями. Во время обсуждения репетиции, на которой Азиз Шохакимов работал над Первой симфонией Брамса, а Денис Власенко – над Седьмой Бетховена, музыканты услышали конкретные замечания не только из уст своих педагогов, что привычно, но и узнали, какое впечатление произвели на журналистов, а главное – на оркестрантов. Все сошлись во мнении, что такого чуткого и серьезного отношения в работе с молодыми маэстро со стороны оркестра никто не ожидал. Всем известны истории о том, как опытные оркестранты «съедают» новенького дирижера за один неверный взгляд. Тут, похоже, интерес был обоюдный и удовольствие от общения получили обе стороны. Одним словом, первый блин вопреки традиции вышел не комом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2089
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1344
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1000
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1309

Другие новости