У Юрия Темирканова с координацией движений все в порядке.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Юрий Хатуевич, у вас нет ощущения, что музыкальный рынок перенасыщен исполнителями?
═
– Нет, ну что вы. К сожалению, музыка сейчас оказалась униженной. В отличие от того положения, в котором она находилась, скажем, лет 30-40 назад. Эта ситуация распространена во всем мире, но в России, конечно, это очевиднее. Если раньше к артисту относились с почтением, он занимал видное положение в обществе, то сейчас у него репутация тунеядца. Поэтому никто из нормальных родителей не отдает своих детей в музыку. В результате учатся музыке кто попало, иногда даже занимаются музыкой от безысходности, чтобы просто чем-то заняться. А таланты настоящие, которые неизбежно рождаются, уезжают в другие страны, где их не так обижает жизнь. И судить их за это нельзя. Ведь бог его знает, что молодой музыкант должен будет делать, чтобы прожить здесь, в этой стране. Раньше уезжавших отсюда называли «предателями Родины». Сейчас, к счастью, таких глупостей не говорят, но за Отчизну обидно.
═
– Каково, по-вашему, новое поколение музыкантов?
═
– В большинстве своем – за редким исключением – это выдрессированные технари. Они соревнуются друг с другом, кто быстрее сыграет тот или иной концерт. И когда среди молодежи удается услышать действительно одаренного человека, которого правильно учили музыке и в котором воспитали правильное отношение к музыке, остальных становится очень жалко. Потому что их не научили. Они, бедные, не знают, что такое музыка. Виртуозное исполнение пьесы для них является смыслом. А это ужасно.
═
– Вы действительно уверены в том, что можно научить – именно научить – чувствовать музыку?
═
– Конечно, нет. Можно научить не изобретать велосипед. Для этого надо поставить талант на правильную дорогу. Любой талант может заблудиться, пойти не в ту сторону.
═
– А правильное отношение к музыке в чем заключено?
═
– В том, что учить нужно не только технологии, хотя неизбежно с этого начинается всякий процесс обучения. Почему дети, занимающиеся музыкой, вызывают огромное сочувствие? Потому что они должны все время заниматься еще не музыкой, а именно технологией – тем, что на начальном этапе не приносит никакой радости. И если они этот период с огромным трудом проходят, то дальше их уже начинают учить тому, что, собственно, музыка означает. Что значат ноты.
═
– А что значат ноты?
═
– Ноты – это зашифрованная мысль души композитора. Если их просто правильно сыграть, они не будут означать ни-че-го. А как понять, какой шифр композитор прислал мне? Где к нему ключ? Музыкант должен проводить расследование, как комиссар Мегрэ. Ведь сыщик видит факт преступления, а я открываю ноты – и вижу результат. И мне нужно, как и сыщику, посредством дешифровки пробраться к началу – к тем чувствам, которые вызвали в душе и в сердце композитора эту музыку. Чем я ближе продвинусь к пониманию того, что он чувствовал, тем я одареннее. Но бессмысленно надеяться на то, что мы доберемся до конца.
А потом наступает другой этап: вот эти чувства, которые ты узнал, надо рассказать, дать почувствовать другому. И не испортить ни слов этой песни, ни саму песню. Это невероятно сложно. И о тех, кому это удается, говорят: «Бог отметил». Вот, к примеру, проповедник в церкви не говорит о своих ощущениях – он просто передает слова Библии. Но в одну церковь все ходят послушать батюшку, а в другую – нет. Потому что не интересно. Так и в музыке.
═
– У вас у самого был педагогический опыт, когда вы взяли класс вашего покойного учителя Ильи Александровича Мусина. Правда, опыт этот был недолгим по понятным причинам: педагогика отнимает много времени и сил┘
═
– Кроме того, что это отнимает много сил, я очень сержусь, когда люди не могут сделать очень простые вещи. Подчас элементарные. Очень сержусь. Но никогда этого не показываю.
═
– Но ведь не все равно талантливы.
═
– Талант – это такое растяжимое понятие! Особенно – в профессии дирижера. Дирижер должен быть не только музыкантом – хорошо слышать и много знать о музыке. Много читать, уметь общаться с людьми┘ Если у музыканта мануал плохой – ведь бывает от природы неважная координация у человека – тогда половина оркестра в одну сторону движется, а другая их догоняет. Чаще всего в том, что оркестр играет плохо, виноват дирижер.
═
– Разве не бывает, что музыканты портят картину? Некоторые – по неумению, другие – из вредности.
═
– Из вредности – очень редко случается. Есть масса других способов отомстить дирижеру.