Фильм Алексея Балабанова «Жмурки», по словам его создателей, обещал стать одной из самых успешных российских лент за последние месяцы. К сожалению, в компании, занимающейся прокатом фильма «Жмурки», сумму кассовых сборов нам назвать отказались, но, по оценкам экспертов, за первые две недели проката она составила примерно 3 млн. долл. Хотя ни с «Ночным дозором», ставшим примером прорыва нашего кино в родном прокате и собравшим те же 3 млн. за первый уикэнд, ни с «Турецким гамбитом», ни со «Статским советником» не сравнишь, а ведь «Жмурки» были выпущены в прокат тоже очень большим тиражом. Кстати, и реклама «Жмурок» с Никитой Михалковым в малиновом пиджаке и с «голдой» на шее заполнил Москву тоже дай Бог как. Да и звездный состав балабановского фильма должен бы притянуть зрителей, как магнитом. Кое-кого и притянул, однако же явно не в той мере, в какой рассчитывали авторы и прокатчики.
То есть если уж говорить всерьез о каком-никаком подъеме российского кино, то можно считать, что «Жмурки» на фоне этого подъема в прокате провалились. «Фильм о тех, кто выжил в 90-е» – вот главный слоган картины. Вообще-то сам по себе посыл изначально слабенький, чтобы всерьез привлечь зрителя. Тех, кто действительно выжил в 90-е, сейчас мало интересует отечественное кино. Ну разве что тех, кто, выжив сам и вывезя кое-что, давно уж ностальгирует по ту сторону океана. Кстати, фильм сначала показали в Нью-Йорке, где он и собрал неплохую «кассу». Ничего удивительного – про себя смотреть ох как приятно.
Во всем мире кино делится на массовое и авторское. И у того, и у другого – свои поклонники, количество которых, разумеется, не сравнимо. Для авторского кино есть Канны, Венеция, узкие просмотры, крохотный прокат и статьи в серьезных киноведческих журналах. Для массового – все остальное. Однако если еще недавно российским поклонникам массового кино было если и не совсем все равно что смотреть, но все-таки на первом месте среди предпочтений стояла легкость жанра как таковая. Это стало особенно ясно, когда все больше и больше в прокате стало появляться отечественной «развлекалочки». Однако чем больше наше кино заполняло собою экраны кинотеатров, тем разборчивее становился наш зритель.
Успех «Ночного дозора» обсуждался долго и масштабно. Многие пришли к выводу, что чуть ли не единственной и главной причиной здесь стала массированная реклама. Реклама, конечно, двигатель торговли, но ведь не вечный же двигатель, не перпетуум мобиле. Вероятно, одной из главных причин прорыва «Ночного дозора» стал и неожиданный повышенный интерес публики не просто к жанру экшн (в данном случае с элементами мистики), но к фильму в этом жанре, созданном именно российскими производителями.
Гораздо меньший интерес у кинозрителей в последнее время стали вызывать фильмы на криминальную тему, боевики и мелодрамы – причем как российские, так и зарубежные. Вероятно, причина тут проста: наелись. Не надо также забывать, что и криминал, и кровь, и трудная, но счастливая любовь – всем этим до отказа заполнены экраны наших телевизоров (особенно в сериалах), причем достаточно давно. Создатели «Жмурок» забыли, что еще лет восемь–десять назад на экранах кино других жанров и не было. И наш зритель, уставший от криминальных разборок и разбросанных по экрану мозгов, еще недавно не очень избалованный разнообразием киножанров, слегка устал. Отсюда – и успех «Ночного дозора», и откровенно слабого с художественной точки зрения «Турецкого гамбита», и довольно беспомощного «Статского советника». Разборчивость зрителей подтверждается и тем фактом, что в случае «Жмурок» они не «купились» даже на внушительный список снявшихся в фильме звезд, вместивший в себя чуть ли не всех заметных российских актеров.