Автопортрет с Джинджер и Фредом.
Рисунок Федерико Феллини из коллекции Даниэлы Барбиани.
«Феллини?» – так, с вопросительным знаком, называется выставка рисунков великого итальянского режиссера, открывшаяся в московской Галерее на Солянке как некоторая оппозиция другой выставке, фотографий и костюмов из фильмов Федерико Феллини, которая накануне открылась в ГМИИ имени Пушкина и называется «Феллини!».
Те, кто успел прочесть книгу Феллини «Делать фильм», к которой, говорят, режиссер отсылал особо назойливых журналистов и которая в СССР вышла в середине 80-х, узнают в этих рисунках старого доброго знакомого. В книге, не только потому, что часть ее сложена из интервью, которые Феллини давал журналу «Плейбой», тут и там – воспоминания про эротические проделки одноклассников, выставлявших напоказ свои сиреневые петушки, и т.п. веселые приключения из области телесного низа. Эротические рисунки Феллини – продолжение этих детских приключений. И похожи – на каракули подростка, вошедшего в пору особо острой сексуальности. Фантазии и страхи.
«Голая женщина с большой грудью», «Женщина с большой попой», «Голая женщина и маленький мужчина» – так называются некоторые из выставленных в Москве рисунков, которые можно отнести к числу эротических. Другие – по нашей, советско-российской градации – можно отнести к разряду порнографических; мужские члены на них находятся в самом что ни на есть приподнятом состоянии. У Феллини, в его почеркушках, все женщины – большие, с большою грудью и большими попами, а все мужчины – маленькие, будто бы специально придуманные для того, чтобы погибнуть, запутавшись в женских телесах и издав на прощанье тоненький писк.
«Еще один шаг, и я уже никогда не вернусь», – гласит фраза, исходящая из уст маленького человечка, поднимающегося по лестнице по направлению к чреслам весьма дородной матроны. Говорят, что мечтой всей жизни Федерико Феллини было заснуть на коленях своей няни, отличавшейся внушительным телосложением. Надо сказать, что никто из реальных прототипов полукарикатурных рисунков Мастера никогда на него не обижался.
Конечно же, никакой провокации здесь нет. Как некогда сказал Андрей Тарковский, в общении Феллини был очень прост: немногословный, милый, очень нежный человек. И обаятельный, не в актерском смысле этого определения, а в человеческом. (Хотя и актерства в нем было хоть отбавляй: Никита Михалков на открытии выставки в ГМИИ вспомнил, как однажды поцеловал протянутую Феллини для рукопожатия руку. Феллини руку отдернул, огляделся и, убедившись, что их никто не видел, снова протянул руку.) Действительно, рисунки великого режиссера – не более чем невинная забава взрослого ребенка. И как справедливо заметил на открытии выставки итальянский кинокритик Винченцио Молика, тот, кто в позднем детстве не рисовал такое на полях школьной тетрадки, может первым бросить камень. Для Феллини это рисунки, которые он рисовал на салфетках (и забывал в ресторанах), на листках с чужими телефонами (которые просвечивают теперь сквозь чью-то попу или грудь), где только мог. Ручкой, а позже – цветными фломастерами, которые выцветают со временем и совсем скоро исчезнут, оставив только воспоминания о когда-то здесь имевшихся изображениях. Комиксы? Похоже, думая о том, какими будут его новые герои, где встанет камера, Феллини делал безотчетные наброски, которые теперь разлетелись по многим частным коллекциям и впервые, после выставки в нью-йоркском Гуггенхайме, собраны в Москве. Как и его великий соотечественник Антониони, Феллини думал карандашом. Хотя рисунки Феллини больше тянет сравнить с маргинальными почеркушками другого соотечественника их обоих, Леонардо.
Выставку эротической графики Федерико Феллини тем любителям искусства, которым уже исполнилось 16 лет, можно будет увидеть в Галерее на Солянке до 20 июля.