В программе были и «лирические отступления» от армейского стиля.
Фото предоставлено организаторами гастролей
С масштабной танцевальной композиции под названием «Принимай парад, Родина!» начался московский концерт Ансамбля Народно-освободительной армии Китая. На балконах Концертного зала имени Чайковского не было ни одного свободного места, а билеты спрашивали еще в метро.
Для посвященных была особая интрига в том, что накануне, в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова, по соседству, в Театре имени Моссовета, выступала танцевальная труппа из Тайваня. Теперь пришло время искать различия между танцем островного независимого Тайваня и плясками армейцев КНР.
Сразу надо сказать: и те и эти имели в Москве сокрушительный успех. Пластическая свобода тайваньцев, выбравших для своих хореографических опытов музыку Баха, – буквально завораживала. Появление воды на сцене и танец, в котором капли воды разлетались в такт музыке и движениям танцовщиков, – все это воспринималось как чудо, о котором писал свою музыку Бах. Но не менее завораживали дисциплинированные, синхронные повороты, взмахи рук и ног материковых армейцев: их танец был сродни парадному маршу, красота которого заключается в мгновенном развороте сразу десятка или даже сотен стриженых затылков и их единовременном «ура, ура, ура». Там была красота свободы, тут – красота несвободы. В искусстве в отличие от жизни хорошо бывает и то, и другое.
Сочетание отточенных движений и уже упомянутая синхронность трех, десяти и тридцати танцовщиков вдруг вызывали из генеалогических глубин ностальгию по сильной руке и ноге. Наверное, для такого – «командного» – искусства тоталитарная система предпочтительнее. Хотя, конечно, лучше любоваться всем этим со стороны, отмечая вслух и про себя высокое мастерство и слаженность движений.
По некоторому любопытству к национальным традициям (как это было, например, в танце с пиалами), Ансамбль Народно-освободительной армии Китая можно, наверное, сравнить с нашими моисеевцами, по тому, как солисты и солистки выходили на сцену в парадной форме, с аксельбантами и полным набором орденов, – с нашим армейским Академическим ансамблем имени Александрова.
Бойцы сухопутных и военно-воздушных сил Китая демонстрировали редкую по нынешним временам выучку и школу скорее даже классического, нежели народного танца. Солисты-офицеры крутили фуэте, а затем – колесо, отталкиваясь без помощи рук с одной ноги, как заправские цирковые, между прочим напоминая, что китайская цирковая школа много старше китайского коммунизма или китайского социализма. А следом за ними другие под минусовую фонограмму пели что-то сегодняшнее, попсовое, чередуя бодрые китайские песни с русской «Катюшей», отчего концерт становился похожим на выступление в каком-нибудь далеком гарнизоне.