0
3388
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2005 00:00:00

Мамонт гастролирует в Японии

Тэги: всемирная выставка, россия, павильон


всемирная выставка, россия, павильон Что показать японцам, как не русский балет? Нелли Кобахидзе и Николай Цискаридзе в балете «Раймонда».
Фото предоставлено организаторами Дня России на «ЭКСПО»

Если где и проводить глобальные мероприятия в защиту мировой экологии, то именно в Японии – стране, победившей издержки цивилизации. Там давно поняли, что за чистоту не надо бороться, надо просто убирать. Оттого в Японии нет пыли даже в крупных городах, а водители автобусов работают в белых перчатках.

Эмблема Всемирной выставки в Нагое – два смешных зеленых существа типа Чебурашки, девиз ЭКСПО-2005 – «Человек и природа». Эту заезженную тему многие страны на выставке решают остроумно и неожиданно. Австрийцы, к примеру, построили деревянную горку, по которой посетители с огромным удовольствием катаются летом в санях. Греки соорудили аллею из кипарисов, завершающуюся античным храмом и увешанную экранами, на которых ползучая черепаха чередуется с кадрами авангардных театральных постановок Софокла и Эврипида. Японцы поразили роботами невиданных возможностей. Португальцы построили экспозицию вокруг одного национального достояния – пробкового дерева, но представили его во всей экономически-природной красе. Американцы поставили у себя приборчик, на который в режиме реального времени через спутник транслируются кадры с марсохода.

В российской экспозиции заявлена тема «Гармония ноосферы». Но назвать решение павильона удачным нельзя. Гармония раскрыта только на словах, в буклете: там напечатан список идей, которые намеревались осветить – планета Земля, мозаика культур, человек и новые технологии, Москва как мегаполис. Есть еще слова президента РФ Владимира Путина, объясняющего, что термин «ноосфера» придумал Вернадский и означает он «интеграцию интересов природы и человека». В решении нашего павильона нет ни концепции, ни дизайна. За новые технологии отвечает авиационно-космическая система на постаменте – летающий двухместный модуль, на котором, как пояснил гид, уже через три года можно будет возить в космос туристов, желающих 20 минут смотреть на земной шар с высоты в 101 километр. Только заплатите сто тысяч долларов и принесите справку о здоровье из поликлиники. Рядом скелет выкопанного из вечной мерзлоты мамонта, скончавшегося, как установили специалисты, в 52 года 18 тысяч лет назад, и макет пушистого мамонтенка по кличке Дима. Мегаполис Москва представлен стандартным видеорядом с Кремлем и Большим театром, а многообразие культур – матрешками за стеклом, кубками из Гусь-Хрустального, макетами кукол (старуха Шапокляк и крокодил Гена) и возможностью влезть в интернет, чтобы посмотреть там залы Третьяковки. Да, есть еще «Мона Лиза», та самая, что летала в космос, – не Леонардо, конечно, а ряды ее разноцветных копий от современного творца Георгия Пузенкова. Такой растиражированный Уорхол.

На день России в рамках ЭКСПО в Нагою прибыла официальная делегация во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Гостей перед входом развлекали солисты хора имени Пятницкого, предваряя свое выступление в ЭКСПО-Доме – концертном зале на три тысячи зрителей, построенном для дней национальных культур и массовых мероприятий. То есть сначала хор с молодецким посвистом выводил «Как по горкам, по горам» и «На горе казаки стояли», потом заместитель министра иностранных дел Японии рассказал, как он рад отметить вклад России в культуру и науку, и, наконец, Фурсенко заявил, что всемирные выставки – это «олимпиады торговли», и выставка в Нагое, первая в XXI веке, не случайно имеет экологический девиз: в отношениях человека с природой она должна способствовать «переходу от разрушительного сценария к устойчивому развитию».

Все, связанное с торговой олимпиадой, проходило за кулисами нашего национального дня на ЭКСПО. Для рядовых посетителей выставки день России вылился в день русской культуры. Понятно, что тут нельзя было обойтись без нашего балета. Особенно в Японии, где это искусство обожают. И ничего, что сцена была скользкая (канифоль, что наши артисты насыпали на линолеум накануне вечером, утром смыли дотошные уборщицы). Это не помешало Николаю Цискаридзе и Нелли Кобахидзе изобразить средневековую любовь в «Раймонде», Юрию Клевцову сыграть влюбленного Ромео под балконом Джульетты, Марку Перетокину – попрыгать на влажной жаре в древнеримских доспехах (отрывок из «Спартака»), Надежде Грачевой – выйти на сцену умершей Жизелью и Умирающим лебедем, а кордебалету – постучать по барабанам в танце с барабанами из «Баядерки». Из списка видно, что главный балетный десант в Нагое высадил Большой театр, который привез еще и фрагмент из «Дон Кихота» – самого московского (то есть открыто эмоционального) из классических балетов. В помощь столичному балетному знаменосцу были приданы артисты Музыкального театра – Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин. Чернобровкина, которая, с моей точки зрения, лучше всех в Москве танцует «Лебединое озеро», показала Черного лебедя. Ее птица впечатлила больше, чем мамонтенок Дима.

 

Нагоя–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
514
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
309
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости