Что показать японцам, как не русский балет? Нелли Кобахидзе и Николай Цискаридзе в балете «Раймонда».
Фото предоставлено организаторами Дня России на «ЭКСПО»
Если где и проводить глобальные мероприятия в защиту мировой экологии, то именно в Японии – стране, победившей издержки цивилизации. Там давно поняли, что за чистоту не надо бороться, надо просто убирать. Оттого в Японии нет пыли даже в крупных городах, а водители автобусов работают в белых перчатках.
Эмблема Всемирной выставки в Нагое – два смешных зеленых существа типа Чебурашки, девиз ЭКСПО-2005 – «Человек и природа». Эту заезженную тему многие страны на выставке решают остроумно и неожиданно. Австрийцы, к примеру, построили деревянную горку, по которой посетители с огромным удовольствием катаются летом в санях. Греки соорудили аллею из кипарисов, завершающуюся античным храмом и увешанную экранами, на которых ползучая черепаха чередуется с кадрами авангардных театральных постановок Софокла и Эврипида. Японцы поразили роботами невиданных возможностей. Португальцы построили экспозицию вокруг одного национального достояния – пробкового дерева, но представили его во всей экономически-природной красе. Американцы поставили у себя приборчик, на который в режиме реального времени через спутник транслируются кадры с марсохода.
В российской экспозиции заявлена тема «Гармония ноосферы». Но назвать решение павильона удачным нельзя. Гармония раскрыта только на словах, в буклете: там напечатан список идей, которые намеревались осветить – планета Земля, мозаика культур, человек и новые технологии, Москва как мегаполис. Есть еще слова президента РФ Владимира Путина, объясняющего, что термин «ноосфера» придумал Вернадский и означает он «интеграцию интересов природы и человека». В решении нашего павильона нет ни концепции, ни дизайна. За новые технологии отвечает авиационно-космическая система на постаменте – летающий двухместный модуль, на котором, как пояснил гид, уже через три года можно будет возить в космос туристов, желающих 20 минут смотреть на земной шар с высоты в 101 километр. Только заплатите сто тысяч долларов и принесите справку о здоровье из поликлиники. Рядом скелет выкопанного из вечной мерзлоты мамонта, скончавшегося, как установили специалисты, в 52 года 18 тысяч лет назад, и макет пушистого мамонтенка по кличке Дима. Мегаполис Москва представлен стандартным видеорядом с Кремлем и Большим театром, а многообразие культур – матрешками за стеклом, кубками из Гусь-Хрустального, макетами кукол (старуха Шапокляк и крокодил Гена) и возможностью влезть в интернет, чтобы посмотреть там залы Третьяковки. Да, есть еще «Мона Лиза», та самая, что летала в космос, – не Леонардо, конечно, а ряды ее разноцветных копий от современного творца Георгия Пузенкова. Такой растиражированный Уорхол.
На день России в рамках ЭКСПО в Нагою прибыла официальная делегация во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Гостей перед входом развлекали солисты хора имени Пятницкого, предваряя свое выступление в ЭКСПО-Доме – концертном зале на три тысячи зрителей, построенном для дней национальных культур и массовых мероприятий. То есть сначала хор с молодецким посвистом выводил «Как по горкам, по горам» и «На горе казаки стояли», потом заместитель министра иностранных дел Японии рассказал, как он рад отметить вклад России в культуру и науку, и, наконец, Фурсенко заявил, что всемирные выставки – это «олимпиады торговли», и выставка в Нагое, первая в XXI веке, не случайно имеет экологический девиз: в отношениях человека с природой она должна способствовать «переходу от разрушительного сценария к устойчивому развитию».
Все, связанное с торговой олимпиадой, проходило за кулисами нашего национального дня на ЭКСПО. Для рядовых посетителей выставки день России вылился в день русской культуры. Понятно, что тут нельзя было обойтись без нашего балета. Особенно в Японии, где это искусство обожают. И ничего, что сцена была скользкая (канифоль, что наши артисты насыпали на линолеум накануне вечером, утром смыли дотошные уборщицы). Это не помешало Николаю Цискаридзе и Нелли Кобахидзе изобразить средневековую любовь в «Раймонде», Юрию Клевцову сыграть влюбленного Ромео под балконом Джульетты, Марку Перетокину – попрыгать на влажной жаре в древнеримских доспехах (отрывок из «Спартака»), Надежде Грачевой – выйти на сцену умершей Жизелью и Умирающим лебедем, а кордебалету – постучать по барабанам в танце с барабанами из «Баядерки». Из списка видно, что главный балетный десант в Нагое высадил Большой театр, который привез еще и фрагмент из «Дон Кихота» – самого московского (то есть открыто эмоционального) из классических балетов. В помощь столичному балетному знаменосцу были приданы артисты Музыкального театра – Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин. Чернобровкина, которая, с моей точки зрения, лучше всех в Москве танцует «Лебединое озеро», показала Черного лебедя. Ее птица впечатлила больше, чем мамонтенок Дима.
Нагоя–Москва