Марсель Бозонне – руководитель цитадели французского академизма «Комеди Франсез», известный актер, на Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова выступил с моноспектаклем «Принцесса Клевская» по одноименному роману мадам де Лафайет.
Дорогой костюм придворного, в котором выходит актер в этом спектакле, расшитый настоящим золотом, Бозонне не доверяет никому и на любые гастроли возит сам, не только и не столько по причине того, что это материальная ценность, но и потому, что актеру дорого это облачение как органичная часть образа.
Моноспектакль, сложнейший из всех сценический жанр, иногда называют «корридой», поскольку актер один на один с публикой ведет бескомпромиссную борьбу. И здесь важно осознать, как ты будешь натягивать нить диалога со зрителем. Кто она, эта публика, в твоем моноспектакле: добрый друг или ненавистный враг, внимательный собеседник или равнодушный обыватель? Бозонне склоняется к первому. Он не хочет корриды, предпочитая доверительное общение.
Французская традиция, идущая от «Комедии Франсез», традиция почтительного отношения к слову, любования поэзией, может увести в скучную риторику, но Бозонне избегает этой коварной опасности, поскольку находит сценически точный образ. Кажется, сама мадам де Лафайет нашептала герою Бозонне в лабиринтах королевского Лувра историю любви принцессы Клевской. А может, наш придворный с восхищением достает этот сюжет из кладовой своей памяти еще и потому, что сам был свидетелем и очевидцем драматически не сложившегося любовного треугольника принца Клевского, его жены принцессы Клевской и герцога Немурского.
Марсель Бозонне, удаляя историю возвышенных чувств в прекрасное прошлое галантного рыцарства, вместе с тем восхищается способностью героев к самоотречению. Ведь главным событием романа «Принцесса Клевская» становится несобытие. Выйдя замуж за принца Клевского, героиня – пример добродетели – еще не понимает, что своего мужа только уважает, но не любит. И вот в ее жизни появляется блестящий кавалер, аристократ герцог Немурский, избалованный вниманием поклонниц. Принцесса Клевская признается мужу в своем чувстве, но и убеждает его в своей невиновности. И хотя принц верит ей, его сердце разбито: дух принца угасает. Казалось бы, еще возможно счастье принцессы и герцога, но Клевская бежит от предоставленного судьбой шанса в монастырь. Долг, вина берут верх.
Герой Бозонне с пластическим изяществом буквально протанцовывает свой рассказ. Он – домовой Лувра, которого хочется порасспросить не только о веке XVI, но и самой мадам де Лафайет, скрывавшей, как известно, свое авторство и лично знавшей прототипов своего романа.
В беседе после спектакля Марсель Бозонне сказал, что роман «Принцесса Клевская» ≈ один из самых любимых у французской молодежи. С него начинается культура чувств. На вопрос, считает ли он события этого романа удаленным прошлым, Бозонне ответил: «Нет. Мы все ждем чувства и боимся его, когда оно нас настигает».