0
735
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Макароны под Россини

Тэги: атербалет, гастроли, премьера


Труппа «Атербалет» гастролировала во МХАте имени Чехова посередине рассчитанного на год итальянского сезона в России. Представлять культуру своей страны наряду с постановкой Стрелера и наследниками комедии дель арте – явный знак, что труппа считается в Италии не последней, а ее хореограф Мауро Бигонзетти, по замыслу организаторов сезона, может достойно представить за границей уровень национальной балетной мысли, причем во второй раз («Атербалет» не так давно уже выступал в России).

Три одноактные постановки Бигонзетти сделаны на классическую музыку: Бах, Перселл и Россини. Никакого сюжета нет, только музыка и движение. Казалось бы, еще один вариант спектакля, который великий Джордж Баланчин, мастер таких опусов, называл «storyless», «балет без повествования»: автор балетного текста вслушивается в звуки и порождает нечто адекватное в пластике, сочиняет музыкально-пластическое двухголосие. Но не тут-то было. Бигонзетти предлагает иной путь, и главная загадка этого пути в том, что до конца спектакля так и не ясно, слышит ли хореограф музыку очень плохо или, наоборот, слишком хорошо.

Его отношения с партитурами периодически напоминают абсурдный анекдот: «летят два крокодила, один зеленый, другой – на север». Нет, ритм и музыкальный размер Бигонзетти чтит, и стандарты, срабатывающие при восприятии музыки, он тоже соблюдает: торжественно-патетический Бах диктует иной подход, чем насмешливый Россини. Но чем больше смотришь итальянские танцы, тем сильнее грызет мысль – хореограф не вдохновлялся ни музыкой, ни даже концепцией. Не столь важно, что балету «Посвящение Баху» в программке даны отсылки к сценам ада из «Божественной комедии», «Песни» под Перселла – два танцовщика и солистка – отдают неприкрытой эротикой, а в «опусе «Карты Россини» обыграно гурманство композитора (сначала танцуют, сидя и манипулируя головами и руками за огромным столом, а потом, прерывая танцы, смачно зачитывают рецепт приготовления пасты). На самом деле все принесено в жертву другой страсти – познать, на сколько градусов способна выгнуться грудная клетка, каким способом можно схватить ступнями голову партнера, чтобы намертво, и как долго может держать равновесие танцовщик, если он стоит на одной ноге, причем на высоких полупальцах. Из загибов этой хореографии можно извлечь уроки живописи итальянских футуристов: динамика создается за счет раздробленности фигур на фрагменты, мелькания телесных зигзагов и совмещения разных ракурсов движения в одной композиции – человеческом теле.

Бигонзетти можно понять. Он имеет в распоряжении чрезвычайно качественную труппу, члены которой явно получали пятерки на уроках в балетной школе. Все, что касается основ модерн-данса, то есть мгновенного телесного напряжения и столь же быстрого расслабления, с подчеркиванием мышечного усилия, артисты «Атербалета» делают превосходно. И находки хореографа в конечном счете – это умение исполнителей создавать автономные друг от друга движения рук, ног и позвоночника (конечности и корпус работают, как на шарнирах) и гнать телесную волну от макушки до пяток, чтобы зрителю была хорошо видна игра мускулов. Артисты Бигонзетти представили его хореографию значительнее, чем она есть. И когда под россиниевскую увертюру на сцене корячится (а не танцует) группа развинченных гаврошей в кепках, никому не придет в голову спросить, зачем Россини уличный акцент? Главное, чтобы корячились выразительно.

С балетов Бигонзетти выходишь с чувством стыда за несделанную утром зарядку. Ясно понимая, что несгибаемость хороша только в душе, а не в пояснице.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
457
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
313
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
400

Другие новости