0
736
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Макароны под Россини

Тэги: атербалет, гастроли, премьера


Труппа «Атербалет» гастролировала во МХАте имени Чехова посередине рассчитанного на год итальянского сезона в России. Представлять культуру своей страны наряду с постановкой Стрелера и наследниками комедии дель арте – явный знак, что труппа считается в Италии не последней, а ее хореограф Мауро Бигонзетти, по замыслу организаторов сезона, может достойно представить за границей уровень национальной балетной мысли, причем во второй раз («Атербалет» не так давно уже выступал в России).

Три одноактные постановки Бигонзетти сделаны на классическую музыку: Бах, Перселл и Россини. Никакого сюжета нет, только музыка и движение. Казалось бы, еще один вариант спектакля, который великий Джордж Баланчин, мастер таких опусов, называл «storyless», «балет без повествования»: автор балетного текста вслушивается в звуки и порождает нечто адекватное в пластике, сочиняет музыкально-пластическое двухголосие. Но не тут-то было. Бигонзетти предлагает иной путь, и главная загадка этого пути в том, что до конца спектакля так и не ясно, слышит ли хореограф музыку очень плохо или, наоборот, слишком хорошо.

Его отношения с партитурами периодически напоминают абсурдный анекдот: «летят два крокодила, один зеленый, другой – на север». Нет, ритм и музыкальный размер Бигонзетти чтит, и стандарты, срабатывающие при восприятии музыки, он тоже соблюдает: торжественно-патетический Бах диктует иной подход, чем насмешливый Россини. Но чем больше смотришь итальянские танцы, тем сильнее грызет мысль – хореограф не вдохновлялся ни музыкой, ни даже концепцией. Не столь важно, что балету «Посвящение Баху» в программке даны отсылки к сценам ада из «Божественной комедии», «Песни» под Перселла – два танцовщика и солистка – отдают неприкрытой эротикой, а в «опусе «Карты Россини» обыграно гурманство композитора (сначала танцуют, сидя и манипулируя головами и руками за огромным столом, а потом, прерывая танцы, смачно зачитывают рецепт приготовления пасты). На самом деле все принесено в жертву другой страсти – познать, на сколько градусов способна выгнуться грудная клетка, каким способом можно схватить ступнями голову партнера, чтобы намертво, и как долго может держать равновесие танцовщик, если он стоит на одной ноге, причем на высоких полупальцах. Из загибов этой хореографии можно извлечь уроки живописи итальянских футуристов: динамика создается за счет раздробленности фигур на фрагменты, мелькания телесных зигзагов и совмещения разных ракурсов движения в одной композиции – человеческом теле.

Бигонзетти можно понять. Он имеет в распоряжении чрезвычайно качественную труппу, члены которой явно получали пятерки на уроках в балетной школе. Все, что касается основ модерн-данса, то есть мгновенного телесного напряжения и столь же быстрого расслабления, с подчеркиванием мышечного усилия, артисты «Атербалета» делают превосходно. И находки хореографа в конечном счете – это умение исполнителей создавать автономные друг от друга движения рук, ног и позвоночника (конечности и корпус работают, как на шарнирах) и гнать телесную волну от макушки до пяток, чтобы зрителю была хорошо видна игра мускулов. Артисты Бигонзетти представили его хореографию значительнее, чем она есть. И когда под россиниевскую увертюру на сцене корячится (а не танцует) группа развинченных гаврошей в кепках, никому не придет в голову спросить, зачем Россини уличный акцент? Главное, чтобы корячились выразительно.

С балетов Бигонзетти выходишь с чувством стыда за несделанную утром зарядку. Ясно понимая, что несгибаемость хороша только в душе, а не в пояснице.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2042
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1309
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1274

Другие новости