– Господин Ярви, в пятидесятые годы вы учились в Ленинградской консерватории, значит, хорошо знакомы с произведениями российских композиторов. Повлияет ли это на вашу работу с гаагским оркестром?
– Я очень люблю русскую музыку, которая мне близка так же, как и русская культура в целом. Когда я впервые буду дирижировать оркестром «Резиденси» в Гааге на открытии сезона 20 сентября, замечательный русский пианист из Гамбурга Александр Маркович исполнит Второй концерт Чайковского. Мы также предложим вниманию публики «Картинки с выставки» Мусоргского. Кроме того, будет исполнена праздничная рапсодия «Пит Хейн» известного голландского композитора первой половины XX века Петера ван Анройя. Этот музыкальный вечер будет приурочен к выступлению в Рыцарском зале нидерландского парламента с тронной речью королевы Нидерландов Беатрикс. Мой предшественник на посту главного дирижера «Резиденси» – один из самых лучших российских дирижеров Евгений Светланов – привнес в репертуар оркестра много русской музыки. В Гааге нередко выступает в качестве приглашенного дирижера еще один выдающийся российский маэстро – Геннадий Рождественский. Я постараюсь не повторять Светланова и Рождественского, а исполнять с оркестром ту русскую музыку, которую голландская публика еще не слышала. Главное – чтобы это была музыка высокого класса и чтобы музыканты и слушатели получали от нее удовольствие. Кстати, в оркестре замечательные музыканты, с которыми можно делать чудеса. Среди них много русских.
Но, конечно, я собираюсь дирижировать и музыкой эстонских композиторов, в частности Эдуарда Тубина, столетие которого отмечается в нынешнем году. Вместе с оркестром «Резиденси» мы предложим вниманию публики музыку ныне живущих композиторов старшего поколения. И, в частности, Аарво Пярта. Других, к сожалению, не все знают, а они пишут прекрасную музыку.
– Встречаетесь ли вы со своими однокурсниками?
– Люди, с которыми я учился в Ленинграде, – мои лучшие друзья, они для меня как родные, и я испытываю чудесные теплые чувства, когда встречаюсь с ними во время моих приездов в Петербург.
Вообще здорово, что главными дирижерами двух других лучших голландских симфонических оркестров тоже являются выпускники Ленинградской консерватории: Марисс Янсонс – главный дирижер амстердамского оркестра «Консертхебау», а Валерий Гергиев – Роттердамского филармонического оркестра. Таким образом, Нидерланды стали мировым музыкальным центром.
– Будете ли вы в предстоящее время еще выступать в России?
– В конце июня – начале июля нынешнего года в Мариинском театре состоится «Марафон Ярви». Концертами, которые пройдут в его рамках, кроме меня будут дирижировать мои сыновья Паво и Кристиан, а дочь Марика будет играть на флейте. Кристиан будет дирижировать исполнением 10-й симфонии Тубина в честь его столетия. Будут также исполнены произведения Томберга, которому исполняется 75 лет, и Пярта, отмечающего в этом году свое 70-летие. Эти два композитора приедут на «Марафон Ярви» в Петербург. Я буду дирижировать по очереди обоими оркестрами Петербургской филармонии. Мы исполним все балетные сюиты Дмитрия Шостаковича, посвятив концерты столетию со дня рождения этого выдающегося русского композитора, которого я считаю наряду с Тубиным лучшим симфонистом в мире.
– Кстати, звучит ли русская музыка в Эстонии?
– Когда заходит речь о русской музыке, я всегда с гордостью говорю, что был хорошо знаком с Давидом Ойстрахом, которого считаю лучшим скрипачом в мире. В эстонском городе Пярну, где он жил 20 лет, каждый год в июле проходит фестиваль имени Ойстраха. В прошлом году в нем участвовали Петербургская филармония, Московский камерный оркестр, многие выдающиеся музыканты. Специально для этого фестиваля в Пярну построен новый концертный зал на тысячу мест с прекрасной акустикой, с органом. Я веду на фестивале дирижерские курсы, на которые приезжают со всего мира.
Еще я хочу дирижировать в Гааге исполнением музыки Овсянникова-Куликовского. Настоящее имя этого замечательного российского скрипача и композитора, современника Ойстраха, – Михаил Гольштейн. Когда появилась 21-я симфония Овсянникова-Куликовского, ее исполнением дирижировали Мравинский, Кондрашов и другие выдающиеся дирижеры, она была записана на пластинку. Стали искать автора. Нашли Овсянникова-Куликовского на Украине. Но это был другой человек, игравший на домре в одном из оркестров.
А вскоре появились и другие произведения Овсянникова-Куликовского, написанные под влиянием Бородина, Балакирева, Гайдна и других композиторов. Чиновники не верили, что эту музыку написал Гольштейн, и его при советской власти судили. Гольштейн эмигрировал, был профессором в консерватории Гамбурга. В Гамбурге мне довелось дирижировать исполнением 21-й симфонии Овсянникова-Куликовского. Теперь я хочу предложить музыку этого композитора и вниманию публики в Гааге.
Гаага