0
1378
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2005 00:00:00

Литовский «Мадагаскар»

Светлана Новикова-Ганелина

Об авторе: Cветлана Новикова - театральный критик.

Тэги: польша, театр, фестиваль, контакт


Знающие люди говорят: чтобы фестиваль считался успешным, на нем должны быть один спектакль замечательный, два хороших, три плохих и один ужасающий. Попробуем подойти к «Контакту» с этой меркой. Замечательный спектакль там был – это получивший сразу три премии литовский «Мадагаскар» в постановке Римаса Туминаса, ироничный взгляд на литовскую историю, на национальный характер, на его комплексы. Язык пьесы Мариуса Ивашкявичюса остер и своеобразен, его очень трудно не потерять в переводе, и английский текст спектакля был неудачным, а русский (перевод поэта Юрия Ефремова) сохранил сочность оригинала. «Человек уродился своеобычный, но для наших пространствий типический: несклонный чересчур к разговорам и любитель медленного помышления, говорит главный герой Казимир Покшт (как и другие персонажи, лицо не выдуманное, а реальное). – Иногда исчерпавши нервическую устойчивость, он по-разному себя разгружает: либо с петлей на шее, либо соседа вилами в бок. Гениев искусственного изящества, также творцов науки мы великих не породили». Для литовцев очень важно вырасти прежде всего в собственных глазах. И маленький Покшт, отмечая карандашом на двери свой рост, прибавляет несколько сантиметров. «Вопрошаете, кто мы есть таковые? – вещает он согражданам. – Литвины мы, фаталисты, самая разнесчастная нация. Созревание нашей народности проходило среди великанов. Тут русский большой произрос, там лях допустил побеги, немец вплоть присоседился. Сплюснули наши литвинство, и что у нас нонече есть, то и есть: народность, которую мы не в силах горизонтально ширить. Мы, любезные, с вами стиснуты». Мадагаскар как резервная, «запасная Литва» для возрождения нации – идея фикс Покшта: много лет он пропагандировал переселение литовцев в Африку.

Вопрос самоопределения, самоидентификации – и национальной, и личностной – из самых актуальных сегодня. И поляки тоже этим болеют, судя по спектаклю «Дочь Физдейки» непонятного, но гениального Станислава Виткевича (Театр им. Шанявского из Вальбрыха). Переоценка своей собственной жизни – тема «Скрипки Ротшильда» Камы Гинкаса (III премия фестиваля). Анализ человеческой души, ослепленной страстью, – «Лолита» берлинского Дойчес Театра. Он решен в труднейшем жанре моноспектакля-исповеди, где Гумберт Гумберт (отличный актер Инго Хюльсман, приз за лучшую мужскую роль) рассказывает свою жизнь, обращаясь к суду присяжных. Человек может осуждать себя, но всегда стремится оправдаться.

Как остаться в ладу с самим собой, если ты не как все? Прогнуться под изменчивый мир или ждать, что мир прогнется под нас? Яркий, эпатажный, жестокий спектакль на тему полноценности и ущербности личности показал бельгийский театр «Виктория». Герои этого спектакля «White Star» (Гран-при фестиваля) – страшного вида маргиналы, калеки, припадочные, трансвеститы. Кто-то из них по-настоящему обделен природой, кто-то валяет ваньку. «Позволь мне быть тем, кто я есть, – умоляет героиня, – ибо ничем другим я быть не могу». Не принять себя как есть, отречься от себя – значит проиграть, говорит театр и заливает в финале всю сцену красной жидкостью. И хотя все знают, что это не настоящая кровь (пятилитровая пластиковая емкость), эффектная смерть героини предупреждает: играй, да не заигрывайся.

В прошлом и позапрошлом году награды «Контакта» увозили молодые российские режиссеры. «Кислород» Вырыпаева там вспоминают до сих пор, однако на этот раз Вырыпаев с Рыжаковым не получили ничего. Легкая исповедальная интонация, лирический взгляд на жизнь в их спектаклях «Бытие 2» и «Я» (последний Рыжаков сделал с артистами Торуньского театра имени Вилама Хожицы) были милы, обаятельны и бессюжетны. Разговоры о том, что же для человека главное в жизни, выглядели искренней исповедью, но еще не каркасом спектакля.

Как и полагается настоящему фестивалю, творческие неудачи на «Контакте» тоже имели место. Это прежде всего «Зимняя сказка» Шекспира, постановка Гродненского театра кукол, которая непонятно за какие достоинства попала в программу. Напрасно была приглашена и талантливая троица из Швейцарии – Метцгер, Зиммерман и Де Перро, выпускающая раз в два года кропотливо сделанный спектакль. В их работах есть артистизм и изощренная пластика, но нет слов и смысла. Такие действа, как правило, интересны первые десять минут. Прошлые спектакли оставляли надежду, что молодые люди разовьются и им будет что сказать. Но отсутствие драматургии и режиссерской руки не позволило выйти за пределы уже сработанного ранее.

Да и самому «Контакту», славно прожившему уже 15 лет, нужны новые идеи, новая концепция. Когда-то в нем принимали участие сильные европейские режиссеры: Яроцкий, Люпа, Някрошюс, Петр Фоменко, Остермайер, Яжина и другие. К сожалению, они перестали приезжать в Торунь. Снижение позиций стало особенно заметно, когда фестиваль показал на видео спектакли немецкого режиссера Тальхаймера. Видео обычно не передает полного впечатления от спектакля, но «Эмилия Галотти» Лессинга, даже заснятая на пленку, задала такой уровень, который «Контакту-2005» было нечем поддержать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
492
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4785
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2573
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6052

Другие новости