В понедельник в Кремле назвали имена новых лауреатов Государственных премий в области литературы и искусства, можно сказать еще – лауреатов Госпремии по новой версии. Напомним, что в июне прошлого года вслед церемонии награждения очередных лауреатов президент подписал указ, круто изменивший и порядок избрания новых лауреатов и финансовое наполнение государственного поощрения изящных искусств. Пять миллионов рублей каждая: все частные премии, коих не сосчитать, остались далеко позади.
Но вместо прежних двадцати с лишним – всего только три. Вот и выбирай. По словам одного из членов нового Совета по культуре и искусству при президенте РФ, худрука Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, члены совета уже обратились к президенту с просьбой увеличить количество премий хотя бы до пяти. Но в этом году количественных поблажек членам совета добиться не удалось, претендентов было около двадцати, из них выбрали четверых: одну премию – поэту Белле Ахмадулиной за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии, другую – архитекторам-реставраторам Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой, за выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия и возрождение памятника XIV века – церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного в годы Великой Отечественной войны, еще одну – Анне Нетребко, солистке Мариинского театра, «за талантливое воплощение образов русской и мировой классики, прославляющее великие традиции отечественной вокальной школы».
Говорят, что голосование было тайным, что разброс мнений был невелик и лауреаты в конце концов были избраны чуть ли не единогласно. Во всяком случае, так говорят сами члены комиссии┘
Что на это сказать?
Во-первых, стоит отдать должное: Совет при президенте оказался менее предсказуемым, чем думалось. По новым правилам, Госпремии заслуживают как живые, так и давно ушедшие мастера культуры, и на этой ниве можно было отметить по заслугам труды и дни Пушкина, Толстого, Чехова, etc. Обошлись без этого. Можно было начать с ныне живущих классиков, украсив премией (и саму новую Госпремию) тех, кто составляет славу отечественной культуры на протяжении последних 30–40–50 и более лет. Мстислава Ростроповича, Бориса Покровского, Людмилу Зыкину┘ Или – Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Юрия Башмета┘ Та самая элита, которая прежде была отмечена Госпремиями, а в уже более обозримом прошлом – премией «Триумф».
Впрочем, кое-какую предсказуемость, иначе говоря, политическое равновесие в президентском выборе можно найти: Ахмадулина в прошлом году из рук Владимира Путина уже получила премию Окуджавы, входившую в число так называемых президентских премий. Одна из премий, конечно, должна была хоть как-то быть связанной с нынешним юбилеем Победы. Это – премия реставраторам. Самая неожиданная – премия Анне Нетребко. Не в смысле соответствия или несоответствия заслуг. Нетребко – замечательная певица. Но так и тянет предположить, что одну из премий решили отдать молодым, а из молодых – отдали той, имя которой оказалось у всех на слуху: только что Нетребко выступала в Москве в рамках Пасхального фестиваля, 8 мая спела Наташу в «Войне и мире» Прокофьева, а на следующий день вышла в гала-концерте.
Три премии – конечно же, мало. Пять лучше, еще лучше – двадцать. К прежним Госпремиям ежегодно предъявлялось немало претензий: не тем дали, опять наградили премией самих членов президентской комиссии, но, выходит, одним сокращением количества и увеличением выплат авторитет премии не поднять.