0
813
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2005 00:00:00

Предчувствие космоса обмануло

Евгения Леонова

Об авторе: Евгения Леонова - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.

Тэги: кинотавр, кино, фестиваль


кинотавр, кино, фестиваль Ведущая церемонии открытия «Кинотавра» Тина Канделаки умудрилась перепутать имена режиссеров и актеров.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

По словам нового руководства «Кинотавра», фестиваль меняет облик с «курортного» на «деловой». Одними из первых изменения коснулись «визитной карточки» фестиваля – дизайна призов. Для разработки нового концептуального дизайна не хватило времени, поэтому в этом году решили ограничиться промежуточным вариантом. Автором идеи временного облика наград стал директор фестиваля Кирилл Лыско. В этом году вместо Золотой розы главный победитель получит, как сказал директор, «столб из малахита», верхушку которого украсит ромбик с логотипом «Кинотавра». «Новый приз должен состоять из простых геометрических форм, хорошо сочетающихся между собой, – сказал Лыско в одном из интервью. – Наш приз должен быть достаточно строгим, демонстрируя, что мы относимся к этому событию серьезно».

Фестиваль пытается не только награждать победителей солидными «столбами», не только демонстрировать российское кино согражданам и иностранным продюсерам и отборщикам, но и как можно больше показываемое кино обсуждать. Увеличилось число тематических круглых столов. Помимо ежедневных пресс-конференций появилось новое «разговорное» мероприятие – «Киноринг», где критики и журналисты могут задать вопросы авторам фильмов и высказывать свое мнение. Такая демократическая манера «пресс-конференций» ранее существовала только на фестивале кино стран Балтии и СНГ, анапском «Киношоке». «Мы очень нуждаемся в конструктивном диалоге с профессионалами, но, к сожалению, такие обсуждения – редкость», – жалуются авторы фильмов. Правда, как правило, идут на конструктивный диалог только тогда, когда оценки совпадают с их собственным воззрением на свою работу или слышится вожделенный вопрос: «Как вам удалось снять такое гениальное кино?».

Деловой стиль – это не только строгая упаковка, но и добротное содержание. Однако стать по-настоящему деловым «Кинотавру» мешают, как всегда, не очень удачные сценарии торжественных церемоний и качество российского кино. Когда «Кинотавр» перешел в ведение телеканала СТС, многие режиссеры и сценаристы воспряли духом и предались мечтам продаться телевидению. «Новое руководство «Кинотавра» позиционирует фестиваль как возможность засветиться в эфире, а для нас это очень важно», – говорит Хусейн Эркенов, участник конкурсной программы. В начале 90-х Эркенов неплохо начинал, сделав «Сто дней до приказа» и «Холод», но потом долго находился в простое и, видимо, забыл, как снимают кино. Его новый фильм – «Я тебя обожаю» – антология сценарных и режиссерских дефектов, свойственных, увы, не только этому кинематографисту. Подавляющее большинство авторов совершенно не умеют рассказывать простые истории, не говоря уже о более развернутых сюжетах с изрядным числом персонажей. Если у главного героя родственников больше, чем один-два, начинается путаница в возрасте, родственных связях и даже порой в именах, сюжетные линии сбиваются и обрываются, а мотивировки поступков действующих лиц либо слишком запутанны, либо противоречивы, либо просто никуда не годятся. Поэтому изначально трогательная ретроистория Эркенова о том, как сыновья поссорились, а потом помирились с мамой, превращается в поделку, где скучно говорят, исполняют песни только целиком, где ненужные персонажи один за другим выдворяются из действия с помощью летального исхода, а ретрофактуры 60-х присутствуют рядом с фактурами 70-х, 80-х и 90-х годов. В той или иной мере сказанное относится и к другим конкурсантам, показавшим свое кино в первые дни «Кинотавра» – Светлане Проскуриной и Илье Хржановскому. Их картины «Удаленный доступ» и «4» интересно задуманы, но страдают от отсутствия четкости мысли и профессионализма. Если такие милые огрехи еще как-то проходят по ведомству «авторских» фильмов, то для массового кино и телесериалов абсолютно недопустимы. Что касается церемоний, они всегда оставляли желать лучшего. В этом году одна из ведущих церемонии «Звездная дорожка» Тина Канделаки продемонстрировала полное незнание, кто есть кто в российском кино, зато хорошо ориентировалась в медийных персонажах и актерах телесериалов, а подобное «перетягивание одеяла», конечно же, снижает статус фестиваля кино.

К сожалению, пока не все ожидания нового руководства оправдываются. Несмотря на неоднократные заявления о том, что Московский кинофестиваль больше не будет ставить Сочинскому фестивалю палки в колеса, фильма «Предчувствие космоса», заявленного в конкурс «Кинотавра», в Сочи все-таки не будет. Режиссер Алексей Учитель, он же продюсер ленты, отдал фильм Московскому фестивалю. Напряженные отношения, возникшие два года назад между режиссером и ММКФ в связи с нелицеприятным отзывом отборщиков фестиваля в адрес «Прогулки», Учителю не помешали. Не исключено, что победителем ММКФ в очередной раз станет российское кино.

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1708
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1064
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
771
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1051

Другие новости