0
977
Газета Культура Интернет-версия

03.06.2005 00:00:00

Балет под куполом цирка

Тэги: искусство, танец, гастроли


В последнее время у нас побывали странные гастролеры. Сначала в Доме музыки выступил генуэзец Пьер-Паоло Косс – как представитель современного искусства в программе дней Генуи в Москве, заехавший в столицу перед выступлением на театральном фестивале в Эдинбурге. Потом прилетела заокеанская труппа «Момикс». Оба гостя предложили жанрово неопределенные проекты, над которыми ломают голову редакторы газетных отделов культуры: кого на спектакль посылать? С одной стороны, вроде бы не танец, с другой – никто не произносит ни слова, а только двигается. Последнее соображение («там не говорят!») обычно решает вопрос в пользу балетного обозревателя. Так и довелось приобщиться к итальянскому проекту «Дэймон» и к американскому – «Опус Кактус».

«Дэймон» – греческое слово, в античности означающее некую сверхъестественную силу, определяющую судьбу человека, олицетворение его внутренней сущности, светлых и темных сторон (кстати, у римлян этому соответствовало слово «гений», и именно в таком смысле надо понимать второе именование Ротбарта, заколдовывающего лебедей в «Лебедином озере» – «злой гений»). Косс – человек начитанный, он знает, что, по древним представлениям, дэймон есть у каждого человека, а главное отличие дэймонов от людей – постоянная нехватка гравитации. Постановщик решил показать это буквально: вот она, нездешняя сила, витает где-то поблизости, в эфире. Кажется, что артисты, как цирковые воздушные гимнасты, висят в воздухе, дергаясь и соприкасаясь телами. Используются цирковые лонжи и шведские стенки, почти невидимые в полумраке сцены и в пространстве зеркала, за которым происходит действие. Самый большой эффект здесь – оптическое дрожание атмосферы. Пространство вдобавок покрыто сеткой и толстым слоем мультимедиа, претендуя на гордое название «перформанс». Косс сделал по-своему изысканный, хотя и несколько однообразный, проект, похожий на японский танец буто в воздухе.

Прикалываться в искусстве нынче любят все, даже мрачные по природе творцы. Что поделаешь – модно. Не все имеют эстетическое право на прикол. К таким самозванцам не относится американец Мозес Пендлтон. Он прирожденный прикольщик. В свое время в Москве выступала труппа «Пилоболус», где Пендлтон танцевал, и на отвязные спектакли ходили, как в дискотеку, чтобы повеселиться. Потом Мозес основал собственную компанию «Момикс» и привез в Россию спектакль «Страсть». Было по-прежнему весело и изобретательно, особенно привлекала способность хореографа отмежеваться от программной угрюмости современного искусства.

Но известно, что всякий записной шутник в конце концов становится заложником своих шуток. От него ждут планового потока, юморист обязан выдавать столько-то килограммов юмора в год. Опять же возраст. В 40 лет прикалываются не так, как в 20, – куража меньше, расчета больше. Нечто подобное случилось и с Пендлтоном. Его постановка «Опус кактус», показанная в Театре оперетты, мало связана с танцем, но обуреваема почти мучительным раздумьем – что бы еще такое придумать? Ход Пендлтона – поиграть с образом американской пустыни – сам по себе неплох. Но что из этого получилось? Только намеки на шаманскую культуру индейцев да пластические подражания пустынным растениям и животным: вот ползет змея, прыгает ящерица, корчится многоножка, катится невесть куда перекати-поле и летает бабочка. Правда, эти подражания исполнены танцовщиками (скорее даже акробатами) с большим мастерством. Они одинаково уверенно катаются, лежа на животе поверх доски с колесиками, ходят на руках, висят на шестах и сцепляются по четверо в единый организм. Но все равно зрелище скучноватое, утерявшее театральность и превратившееся в набор выверенных полуэстрадных номеров, которые можно показывать в любом порядке и в любом помещении – хоть в театре, хоть в ночном клубе.

После этого посмотреть старый добрый современный танец в его лучших вариантах – просто кислородная подушка для астматика. Такую возможность предоставил Французский культурный центр, показавший фильмы о Пине Бауш, Морисе Бежаре и Мерсе Каннигхеме. Фильмы не новые, еще двадцатого века, и вся прелесть в том, что они раскрывают базовые в любые времена принципы искусства – отношения художника и его модели (Бежар, репетирующий па-де-де на музыку Вагнера с молодой балериной Ритой Пулворде), союз танца с другими видами театра (отчет о гастрольном туре труппы Бауш по Европе) и поиски новых возможностей создания движений (демонстрация Каннингхемом своего знаменитого принципа «случайности» в сочинении танцев).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости