В течение нынешнего сезона в Малом зале консерватории прошли концерты из цикла с интригующим названием – «Звучат инструменты из коллекции Константина Третьякова».
Для непосвященных поясним сразу: речь идет о знаменитой Государственной коллекции уникальных инструментов, в которой собрано 300 редких скрипок, альтов, виолончелей самых выдающихся мастеров мира – Страдивари, Амати, Гварнери┘ Подобное собрание – самое крупное в мире. А имя Константина Третьякова (однофамильца основателя Третьяковки) напоминает об истоках создания коллекции, когда этот промышленник-меценат в 1878 году подарил свое собрание музыкальных инструментов Московской консерватории – «для нужд беднейших студентов».
В советские времена получить подобный коллекционный инструмент в пользование можно было за особые заслуги согласно табели о рангах. Ныне рыночные отношения внесли свои коррективы. Не то чтобы деньги решали все; нет, по-прежнему нужна «виза» Министерства культуры, но и без денег – как было раньше – на Страдивари не поиграешь. Впрочем, слухи о «безумных» суммах сильно преувеличены. Это всего лишь один процент в год от общей стоимости раритета. Так что даже студент консерватории может себе позволить играть на породистой скрипке ценой эдак в 50 тысяч долларов: в год она обойдется всего лишь в 500 у.е.
Наверное, важнее то, что в последние годы Госколлекция перестала быть только «пунктом проката». Об этом свидетельствуют многочисленные акции и концерты, в которые руководство коллекции вовлекает своих абонентов, по сути, беря на себя продюсерские функции. Из знаковых событий – участие Госколлекции в качестве партнера Второго московского конкурса скрипачей имени Паганини. Российский участник – лауреат конкурса – обладательница Гран-при Алена Баева – получила право в течение года бесплатно играть на одном из лучших творений Антонио Страдивари – скрипке «Венявский». Вообще поддержка именно молодых талантливых музыкантов – одно из приоритетных направлений в нынешней деятельности Госколлекции.
Об этом свидетельствует и недавний, последний концерт «коллекционного» цикла, который назывался «Большое скрипичное ревю». В нем участвовали как только делающие первые шаги к Олимпу студенты Московской консерватории, так и звезды сегодняшней эстрады – Гайк Казазян, Павел Милюков, Иван Почекин, Марианна Васильева, Леонид Лундстрем. Скрипки Страдивари, Вильома, Руджери, школы Гальяно сменяли друг друга и завораживали публику своими красивейшими голосами. Да и репертуар специально был подобран самый что ни на есть скрипичный – миниатюры Венявского, Крейслера, Массне, опусы Паганини.
Подобная открытость и публичность деятельности Госколлекции связана с тем, что ныне она перешла под кураторство Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Эта крупная организация ведет самую разнообразную деятельность, занимается организацией выставок, представляющих то или иное направление отечественного искусства, часто не только в России, но и за рубежом. РОСИЗО также является комиссаром на Венецианской биеннале, отвечает за российский павильон. Альянс возник в связи с особым статусом Госколлекции, поскольку, по словам ее главного хранителя Волховской, «мы никогда не хотели стать музеем в общепринятом смысле: то есть свести жизнь инструментов исключительно к их экспонированию в витринах. У нас все же особая, «звучащая» коллекция».