0
1997
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2005 00:00:00

Цирк сгорел, и клоуны разбежались

Тэги: жмурки, балабанов, кино, фильм


жмурки, балабанов, кино, фильм Что-то неуловимо изменилось в привычном облике Никиты Михалкова.
Кадр из фильма «Жмурки». Фото с официального сайта кинокомпании СТВ

Алексей Балабанов – человек увлекающийся и бесстрашный. Не побоялся снять фильм «Война», весьма сомнительный не только с идеологической, но и с нравственной точки зрения. Рискнул сделать «Про уродов и людей» – о пионерах отечественной порнографии. Потом была этнографическая «Река», так и не законченная, которая могла бы стать лучшим балабановским фильмом и который способен был отсмотреть и понять не каждый киноман. Теперь вот член юношеской российской сборной по футболу Стас Мохначев на спор написал сценарий. На спор же обратился к продюсеру Сергею Сельянову, тот – к Балабанову. Балабанов увлекся и за полтора месяца снял фильм. Вот такие игры.

«Жмурки» – обыгрывание жаргонного слова «жмурики», то есть трупы. Собственно говоря, трупы и есть один большой главный герой фильма, путешествующий по кинопространству в декалитрах крови, верной подруги главного героя. Сюжет прост. Два братка (Дмитрий Дюжев и Алексей Панин) за несколько часов должны вернуть главному авторитету (Никита Михалков) чемоданчик с героином. Вокруг этого чемоданчика все и вертится. Разумеется, он то уплывает в чужие руки, то его подменяют, то перехватывают конкурирующие братки. Все проблемы по ходу дела решаются просто – выстрелом в лоб, иногда случайно – «ой, я ведь не хотел», но по большей части спокойно, потому что другого способа выяснения отношений ребята в кожаных куртках из начала 90-х не знают.

Вообще думается, что всерьез анализировать эту картину нет смысла. Не потому вовсе, что плохо сделана или незаметно-проходная. Она и сделана хорошо, и вполне заметная. Веселенькая, все узнаваемо. Вот тебе подержанный бумер, на котором, как принято, без правил гоняют герои. Вот кожаные пиджаки – мечта тинейджера-пэтэушника, атрибут крутизны на любой дискотеке. Вот малиновый пиджак, ставший вкупе с шестисотым «мерседесом» символом начала 90-х. В общем, смотреть «Жмурки» – все равно что разглядывать свои фотографии молодости – «глянь, какой я был». Или слушать байки бывалого бандюка о своей молодости и о заре демократии.

Крови здесь много, но она не страшная. Трупов – горы, но их не жалко. Приглашенные звезды играют просто классно, но только оттого, что им весело. А играть им нечего. Все дружно отрываются. Паясничают кто как может. Никите Михалкову очень весело играть авторитета с голдой на шее и татуировкой на груди. Он похож на замаявшегося без движения спортсмена, которого выпустили побегать и попрыгать, но строго-настрого предупредили: скоро обратно. Ну раз так – значит, надо от души покувыркаться, поскакать, размять затекшие члены. Дивно весело Сергею Маковецкому, которому дали наконец поиграть тупого подонка. И правда – все рефлексирующие интеллигенты, а ведь живой человек как-никак. Дмитрий Певцов – адвокат-бандит, роль маленькая, но веселая. В крохотных эпизодах появляются Гарик Сукачев, Татьяна Догилева, Рената Литвинова, Жанна Болотова. Как всегда, профессионально и суетливо играет Виктор Сухоруков – на сей раз продажного милиционера.

Словом, все радуются... хотелось сказать «радуются жизни», на самом деле все радуются смерти. Потому что здесь она не страшная, смерть-то.

Но с другой стороны, радоваться бессмыслице тоже как-то не хочется. Конечно, всякий художник имеет право как на настоящую работу, так и на «фенечку». Снял вот Роман Качанов «Даунхаус» по «Идиоту» Достоевского – кому-то понравилось, кому-то нет, но все сошлись во мнении, что пусть себе забавляются, коли деньги есть. Или Малевич «Черный квадрат» написал – специалисты говорят, что смело и революционно, а для большинства – забава, мистификация. Дали Балабанову деньги, чтобы смог вдоволь поразвлечься, – ну так кто из нас откажется? Хотя как часто бывает: рассказывает человек анекдот, сам хохочет, а вокруг – гробовое молчание. Не смешно. Непонятно.

Если бы «Жмурки» были смешным фильмом, можно было бы считать, что фильм состоялся. Но он не смешной. И чем больше режиссер пытается нас развлечь, тем скучнее становится. «Здравствуй, Бим!» – «Здравствуй, Бом!» Раз – подножка, плюх – упал, шандарах по голове. Когда-то смеялись. Теперь, как говорится, «не катит».

В «Жмурках» витает бодрый дух Тарантино. Но если «Криминальное чтиво» было основано на нестандартной драматургии и привлекало в первую очередь странным и страшным ощущением повседневности и обычности смерти, то в «Жмурках» напрочь отсутствуют малейшая мысль, малейший анализ. Еще жаль, что в конце Балабанов сорвался на некую назидательность. Мы видим двух главных братков в депутатских креслах, решающих судьбы страны. Вроде как дали нам понять, откуда есть пошла нынешняя власть и что на родных просторах нет предела беспределу. Спасибо, мы в курсе.

Сначала «Жмурки» показали в Нью-Йорке, нашим эмигрантам. Успех был необычайный. Что ж удивительного – для тех, кто пришел на премьеру, это их молодость, это их ностальгия, это те самые детские фотографии. Но – цирк сгорел, и клоуны разбежались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
910
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
784
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1329
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
646

Другие новости