0
1311
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2005 00:00:00

«Инь и ян»: детектив и игра

Мария Колганова

Об авторе: Мария Колганова - театральный критик

Тэги: инь и ян, пьеса, бородин, акунин


Алексей Бородин поставил дилогию «Инь и ян» по специально написанной для РАМТа пьесе Бориса Акунина. Спектакль идет два вечера подряд – в «белой» и «черной» версиях. Каждую из них можно смотреть и отдельно, но лучше увидеть обе.

На сей раз Фандорин ведет дело о старинном китайском веере, наследстве коллекционера Сигизмунда Борецкого. По преданию, веер этот волшебный: с его помощью можно получить молодость, красоту и богатство и даже сделать мир лучше – за это отвечает его белая сторона с изображенным на ней мужским знаком «ян»; но можно и убить человека – простым касанием его черной стороной (женское «инь»). Фандорин приезжает в подмосковную усадьбу Борецкого, чтобы поведать наследникам о свойствах веера. И, как обычно, попадает в водоворот событий: веер украден, трупов все больше, убийца – кто-то из своих┘

«Белая» и «черная» версии, естественно, не одинаковы: при единой завязке они начинают расходиться все больше и в итоге ведут к разным убийцам. «Белая версия» – прежде всего крепко сделанный детектив, как всегда у Акунина, с большой долей юмора и по-настоящему острыми моментами. «Черная» («восточная») версия – больше игра, театральная и интеллектуальная: во второй раз следя за той же завязкой (идентичной лишь по тексту – антураж и мизансцены в «черной» версии совершенно иные), понимаешь, что тебя должны обмануть, и пытаешься угадать, где именно. Но Акунин ловко водит публику за нос, что придает действию дополнительное очарование. Убийцу в «черной версии» вычислить не так уж сложно. Но Акунин не был бы Акуниным, если бы сдался так просто: главная «фишка» не в том, кто убил, и предугадать ее почти невозможно.

Фандорина на сей раз играет Алексей Веселкин. Эраст Петрович здесь выступает в статусе чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе, и Петр Красилов, играющий Фандорина в другом спектакле РАМТа, вероятно, показался недостаточно солидным для этой роли.

В антракте тинейджерки устроили бурную дискуссию, какой из Фандориных лучше: Меньшиков, Бероев, Красилов или Веселкин. Что понятно: когда речь идет о таком «народном» герое, как Фандорин, и пока не сложился еще его общепризнанный экранный или театральный образ (как Василий Ливанов «попал» в Шерлока Холмса), каждый имеет собственное представление о том, каким он должен быть. Но невозможно не отметить, что Эраст Петрович Веселкина лишен многих черт, которые делают Фандорина Фандориным и за которые, собственно, его и любят читатели. В нем нет обаяния – это раз (речь не об артисте – о герое). Нет спокойствия и уверенности в себе – это два. Нет загадки – это три. Нет ощущения, что он владеет ситуацией, – четыре. Еще ничего не случилось, а он напряжен, странно суетлив, а показания свидетелей слушает с таким внутренним напряжением, будто убийца – он сам и страшно боится, что его разоблачат.

Зато обаятелен верный фандоринский слуга и соратник Маса, привносящий в детективное повествование комическое начало (хорошая работа Алексея Розина, в другом составе – Петр Красилов). Юркий и быстрый японец, он говорит с забавным акцентом и изъясняется исключительно словами, начинающимися на буквы «а», «б», «в», «г» и «д» – дальше русский язык он еще не выучил, – что делает его речь замечательно комичной («Дай гитару – буду голосить»).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1347
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
854
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
608
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
846

Другие новости