На встрече с журналистами по поводу нового, 230-го, сезона директор Большого театра Анатолий Иксанов сразу предупредил: «Период, мягко говоря, необычный». И это правда. ГАБТ будет работать при закрытой на ремонт основной сцене, что повлечет серьезную потерю доходов от продажи билетов. А Новая сцена не только намного меньше по вместимости, но и как следует не раскручена. Иностранцы-то придут в любом случае – они привыкли, что их водят на знаменитый «русский балет». Но неизвестно, захочет ли бывать в новом здании публика, привыкшая, благо театр рядом с ГУМом, включать посещение старинного здания Большого в стандартный туристический маршрут и покупать билеты на престижное посещение национального символа. Впрочем, худрук театра Александр Ведерников не унывает и говорит о «пикантности» ситуации, при которой возможно «развитие в обновлении», – ведь Новая сцена изначально задумывалась для театральных экспериментов. И если раньше Большой, по его словам, занимался «игрой стилистики двух площадок» – консервативной старой и проектной новой, – то теперь осталась только новая.
Первой оперной премьерой сезона станет «Волшебная флейта» – произведение, которое ни разу на ставилось в театре после 1917 года (советская власть не могла допустить на государственной сцене апофеоз масонства). Для постановки оперы Моцарта приглашена именитая британская команда во главе с режиссером Грэмом Виком. В декабре свою версию патриотического опуса Прокофьева «Война и мир» предъявит Мстислав Ростропович, который не боится ставить эпическую оперу в условиях не особенно масштабной Новой сцены. Ростропович продирижирует постановкой Ивана Поповски, модного драматического режиссера. Правда, творить режиссер будет под патронатом проверенного соратника маэстро – Бориса Покровского. Лирические сцены Чайковского–Пушкина «Евгений Онегин» обретут новый вид у Дмитрия Чернякова, палочки-выручалочки Большого, Мариинского и вообще всех компаний, где режиссер работал и приносил театрам череду профессиональных призов. Любителям традиционного «Онегина» с березками в редакции 1944 года плакать не стоит – старый спектакль тоже обещали показывать.
В феврале пройдет премьера прокофьевской «Золушки» в постановке Юрия Посохова – гостя из балета Сан-Франциско. Бывший танцовщик Большого театра стал в Америке хореографом, а в ГАБТе уже сделал одноактный, среднего качества, балет «Магриттомания». В марте нам предъявят самый слабый балет Юрия Григоровича – «Золотой век». Премьера точно убьет двух зайцев – театр отрапортует, что восстановил три балета Шостаковича к столетию со дня его рождения, а министр культуры лишится возможности критиковать руководство ГАБТа за якобы существующее пренебрежение к творчеству Григоровича.
Осенью Большой театр будет чествовать Майю Плисецкую. Пройдет фестиваль балета: покажут спектакли, в которых она блистала, проведут гала-концерт «Дон Кихот» в Кремле, восстановят легендарный балет «Кармен», разрешение на постановку которого Плисецкая когда-то зубами выгрызала у Фурцевой. К одноактной «Кармен» добавят «Класс-концерт» в хореографии Асафа Мессерера.
Не все спектакли текущего репертуара физически влезут на Новую сцену. Громадные по масштабам декораций балеты «Дочь Фараона», «Спящая красавица» и «Баядерка», оперу «Борис Годунов» решено отправить на сторону – что-то на сцену Кремлевского Дворца, иное – в гости к Музыкальному театру, который очень вовремя откроется после реконструкции. От перспективы показа во Дворце никто восторга не испытывает: мало того что акустика там оставляет желать лучшего, еще и начать спектакль можно не раньше восьми часов, пока охрана досмотрит сумки и проверит билеты на входе в Кремль.
В связи с уменьшением объема оказываемых услуг технические службы театра ожидает массовое увольнение. Будут сокращены и творческие коллективы, но не столь радикально. По словам худрука балета Алексея Ратманского, «количество фамилий в списке труппы и количество выходящих на сцену – две разные цифры». А сокращение из-за реконструкции – реальная возможность приблизить цифры друг к другу, то есть избавиться от балласта. Результаты недавно прошедшей аттестации артистов будут учтены при составлении нового штатного расписания. Но одних, к примеру матерей-одиночек, уволить нельзя ни при каких обстоятельствах, другие, как Анастасия Волочкова, подстраховались нужными бумагами. Волочкова принесла справку о беременности на другой день после того, как аттестационная комиссия балета единодушно постановила в аттестации красавице отказать.