Глава Шведского Королевского балета Мадлен Онне и звезда Парижского балета Элизабет Платель приехали в Москву для участия в церемонии награждения премией «Бенуа де ла данс».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Международный балетный приз «Бенуа де ла данс» вручили в Большом театре в последний раз перед многолетним ремонтом. Глава «Бенуа» Юрий Григорович на сцене был сух и немногословен, даже вступительное слово его почти заставили произнести: ведущий Святослав Бэлза сказал, что председателю жюри положено выступить «по либретто». Процедура вручения призов оказалась на редкость краткой и, к счастью, обошлась без «развлекательных» разговорчиков ведущих, которые в прошлые церемонии, как правило, не радовали качеством. На этот раз покрутили лазерными лучами по залу, назвали номинантов, показали ролики с их произведениями – и объявили лауреатов. Даже цветы на сцене не вручали, что уже перебор: немного торжественности слишком прозаической процедуре не помешало бы. И если б Бэлза, как всегда, не вбросил в публику пару-тройку домашних заготовок (а у него это цитаты из великих людей с фирменными комментариями), то церемонию «Бенуа» было бы не узнать. Вот афоризм от Бэлзы: «Новерр сказал, что искусство состоит в том, чтобы скрыть мастерство, а искусство жюри – наоборот, в том, чтобы выявить мастерство». Или еще: «Хореографы – это полководцы балета». А зачем ведущий при объявлении номера вслух повторяет опечатку в программке (там вместо слова «Сарказмы» стояло почему-то «Сарказмен»)?
Основные сливки с премии «Бенуа-2005» сняли Большой театр и Парижская опера. В первом театре Юрий Григорович вскоре восстановит балет «Золотой век», во втором – недавно восстановил «Ивана Грозного». Главная особенность нынешней церемонии – отсутствие лауреатов «живьем». Из восьми награжденных пятеро в Москве не появились. Лично получил приз композитор Мауро Ланца – за музыку к балету «Сон Медеи» (Париж). Худрук балета Большого театра Алексей Ратманский принял награду за «Анну Каренину» – спектакль, который в Москве никто не видел, он поставлен в Копенгагене. Хореограф Ханс ван Манен приехал за призом «За жизнь в искусстве». А американка, хореограф Триша Браун, такую же награду из Москвы забрать не пожелала. Лауреатка в номинации «лучшая женская роль» Мари-Аньес Жило (Парижская опера) в тот вечер танцевала у себя дома. Вторая победительница, Светлана Захарова, гастролировала в Японии, и оставалось лишь вспоминать роль, за которую Захарову наградили, – Ипполиту-Титанию из спектакля Большого театра «Сон в летнюю ночь». По невыясненным причинам отсутствовал Матье Ганьо (Парижская опера), отмеченный за партию Джеймса в «Сильфиде». Впрочем, даже по минутному ролику было понятно, что за такие роскошные заноски (мелкая балетная техника ног), как у Ганьо, можно дать и Нобелевку. Почему за наградой не явился всемирно известный хореограф Иржи Килиан, остается только гадать. Наверно, он объелся призов – их у мастера много, хотя, с другой стороны, такого приза, как на нынешнем «Бенуа», наверняка нет: ведь Килиана наградили не за сочинение танцев, а за сценографию к собственному балету «Надо, чтобы дверь».
Последовавший за церемонией концерт оставил странное впечатление. Потягаться с лауреатками «Бенуа» на равных смогли только чилийка Марсела Гойкоечеа и звезда Берлинской оперы Полина Семионова. Ее остроумный номер «Come alnevo» (про любовь в стиле молодежного танго) в компании с симпатичным Фридманом Фогелем из Штутгарта был единственным, после которого публика захотела вызвать исполнителей на поклоны – пока в финале на сцену не вышли и не покорили зал звезды из Великобритании, былые призеры «Бенуа» Алина Кожокару и Йохан Кобборг. Остальные опусы засвидетельствовали, что разговоры о мировом кризисе хореографов – правда, и кризис растет не без помощи отдельных артистов, которые запросто перемалывают шедевры в нечто неудобоваримое (как получилось с «Лебединым озером» у солистов Шведского Королевского балета), а среднюю хореографию превращают в плохую.