Роль проститутки-интеллектуалки, сыгранная Джулией Робертс в «Красотке», запала в душу чувствительным зрительницам.
Фото Reuters
Недавно на интернет-ресурсе www.rambler.ru был проведен опрос. Посетителям сайта предложили ответить на два вопроса. Первый: «Кто должен стать героем отечественного кино?» Второй: «Кого должен победить герой кассового отечественного боевика?» Ответило почти 16 тысяч читателей.
По мнению большинства (13.3%), нашим киногероем должен стать «обычный подросток из спального района». Ничего удивительного, пользователи интернета, где было проведено голосование, – в основном молодежь, поэтому, наверное, юные нецентралы и отдали предпочтение самим себе. Мол, покажите нам про нас красиво. На втором месте (10.4%) среди означенных пристрастий оказался умный, но бедный бюджетник. Не задаваясь вопросом «Если ты такой умный, то почему бедный?», читатели вроде как потянулись к правде жизни, резонно полагая, что именно правда должна интересовать тех, кто пишет сценарии и кричит «Мотор!».
Ничего удивительного, что третье место (9.5%) заняла «женщина-мать с сильным характером». История Золушки – одна из самых притягательных историй всех времен и народов. Тысячи мам с младенцами на руках, брошенные папами либо сами их бросившие за ненадобностью, помыкавшись с дитем и более или менее поставив его на ноги, проложив дорогу в бизнес и застолбившись там, прикатив вечером домой на сверкающей иномарке, с удовольствием щелкают кнопками пульта в поисках фильма или сериала о хрупкой девушке, превратившейся в бизнес-леди.
Собственно, это есть один из главных аргументов, к которому любит прибегать публика для объяснения своего порой неумеренного интереса к слащавым киноисториям. «Прямо про меня», – хлюпает носом перед экраном вчерашняя Золушка. Однако, как показывает практика, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Если матери с сильным характером – и впрямь не такая уж редкая птица на просторах нынешней цивилизации, то попавший в одну из первых строк (8.2) результатов опроса «честный милиционер»... Создатели фильмов – они, конечно, главные работники на большой фабрике грез, но не до такой же степени этим грезам предаваться, чтобы не понимать, что из детских сказок мы дружно выросли. Нет, конечно, герои тех же «Ментов» вполне по своей незапятнанности могут посоперничать с каким-нибудь Крутым Уокером или героем «Крепкого орешка», но все-таки куда живучее в памяти народной оказался Глеб Жеглов – честный, но не до конца.
Но если честные милиционеры нет-нет и встречаются даже в жизни, а не только в кино, то «путана поневоле» – это, согласитесь, выше понимания современного человека. Причем в данном опросе это неопознанное существо заняло строчку выше (2.1%), нежели, скажем, банкир и даже – страшно сказать – копия западных блокбастеров. То есть немалое количество зрителей готовы охотнее смотреть на злоключения несчастного создания, вынужденного продавать свое тело, чтобы, очевидно, прокормить больного братика и парализованную мать, нежели любоваться киносоревнованиями с «Титаником» или – упаси Бог – «Звездными войнами».
Может, зрители – большие любители Толстого и печальная история Катюши Масловой так отпечаталась в наших нежных сердцах? Или тема, поднятая с перестройкой Петром Тодоровским и Владимиром Куниным в «Интердевочке», до сих пор будоражит души? Помните, героиня Любови Полищук выжимала слезу из зрителя, рассказывая про маму где-то то ли в Курске, то ли в Тамбове и дочку-десятиклассницу, на которых деньги негде заработать, кроме как на панели? Панель, правда, была ничего себе – питерская, валютная, а не какая-нибудь провинциальная привокзальная. Хотя, думается, все же куда большую роль сыграл фильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, где интеллектуальная мадемуазель торит дорогу к светлой американской мечте через штабеля мужских тел.
Ответы на второй вопрос – о том, кого должен победить герой отечественного кино, – занятным образом переплетается с первым. Заметим, что отвечали те же респонденты. С большим отрывом на первое место вышел ответ «государственный строй» (15.9%). Опасное, между прочим, заявление, нелояльное. Люди привыкли мыслить категориями вполне конкретными, поэтому спрашивать, какой строй имеется в виду, по меньшей мере нелогично. Да и вообще с логикой респонденты оказались не в дружбе. Надо обладать сильным и смелым воображением, чтобы представить себе обычного подростка из спального района, вступившего в бой с государственным строем. Даже женщину-мать с сильным характером и то легче представить себе на месте воинствующего диссидента. Ну а роль путаны поневоле в этой борьбе и вообще туманна. Равно как туманна ее роль в борьбе с «коррумпированной милицией», вышедшей на второе место по результатам опроса (13%). Думается, что уж с кем с кем, а с коррумпированной милицией отношения у нее должны быть весьма теплыми.
Интересно, что читатели и зрители третье место в рейтинге тех, кому надлежит быть побежденными подростками, матерями и путанами, отдали «олигархам, ограбившим страну» (12.7%), далее идет «голубая мафия на телевидении» (6.8).
Интересно, откуда тогда такие кассовые сборы у «Ночного дозора» и «Турецкого гамбита», имеющих самое слабое отношение к ломке государственного строя, борьбе с вороватыми олигархами, путанам поневоле и уж тем более – голубой мафии на телевидении? Видно, наши пристрастия остаются нашими пристрастиями, а смотреть мы будем все равно то, что дадут. «Вы, товарищ, сядьте на пол, вам, товарищ, все равно»...