'Корабль Язона'.
Из рукописи 'Роман о Розе', XV в., Франция
Пока Эрмитаж «отчитывается» в московском Музее архитектуры, представляя там, в Аптекарском приказе, свою программу «Большой Эрмитаж», в самом Эрмитаже проходит выставка западноевропейской рукописной книги V–XVI веков из собрания Эрмитажа и Российской национальной библиотеки.
В Москве можно посмотреть и вообразить, каким же будет «Большой Эрмитаж», то есть собственно Эрмитаж плюс Главный штаб, в трех этажах которого планируется выставить искусство XIX и XX веков. «Звездами» экспозиции обещают стать живопись Каспара Давида Фридриха, искусство ампира и модерна. Там будут размещены три символа XX века – «Танец» и «Музыка» Матисса, «Композиция № 6» Кандинского, «Черный квадрат» Малевича. В Музее архитектуры можно увидеть материалы предпроектных разработок и исследований к проекту реставрации и реконструкции Восточного крыла здания Главного штаба Карла Росси в 1820–1830-х годах, переданного Государственному Эрмитажу в 1989 году. Руководителем этой программы стал сам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, а проект выполнен известной петербургской мастерской под руководством Олега Явейна. Полемика вокруг проекта разгорелась уже на открытии выставки, хотя следует отдать должное руководству Эрмитажа, которое не стало держать своих планов в тайне от архитектурной и прочей общественности.
Теперь – об эрмитажной выставке.
Начало собирательства рукописей в России было положено во времена правления Екатерины II. В тот период формировались собрания графов Строгановых, князей Голицыных и Юсуповых, секретаря русского посольства во Франции Дубровского. Работая за границей, Петр Дубровский (1754–1816) собрал около 400 экземпляров средневековых манускриптов. В 1805 году он передал их в дар Императорской публичной библиотеке.
Основная часть экспозиции – это рукописи французского и фламандского происхождения, значительно меньше памятников из Италии и Германии. Выставка позволяет познакомиться со всем многообразием средневековых манускриптов Западной Европы. Самый ранний из демонстрируемых – «Сочинения» Августина Аврелия, отца Церкви, родоначальника христианской философии. Существует предположение, что рукопись, созданная в V веке, еще при жизни автора подписана им самим.
В Западной Европе в VI–XII веках созданием рукописных книг занимались монастырские скриптории. Книги, вышедшие в этих мастерских, были преимущественно религиозного содержания. Нередко один человек и переписывал текст, и иллюминировал его, то есть выполнял цветные миниатюры и орнаменты.
В XIII веке изготовление рукописной книги вышло за пределы монастырских стен. В торговых городах и университетских центрах этот процесс постепенно приобретал характер цехового производства с разделением труда. Теперь в создании книги принимали участие пергаментщики, писцы, художники и переплетчики. Богато иллюминированные книги светского содержания становились неотъемлемой частью жизни состоятельных горожан.
Одна из особенностей средневековых манускриптов – безупречная каллиграфия. Наряду с традиционной формой книги в Средние века использовали и старые формы создания рукописей – в виде свитков. Экспонируемые рукописные книги богато украшены миниатюрами, инициалами и орнаментами. Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства. Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.
═
Санкт-Петербург- Москва