0
927
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2005 00:00:00

Парижское веселье и московское похмелье

Тэги: габт, мясин, балет, премьера


Сначала были споры – устарели ли балеты Леонида Мясина или он нужен Большому театру? Но спорили зрители и критики в кулуарах, между собой. А театр пригласил сына Мясина, Лорку, чтобы он восстановил на родине отца-эмигранта три разных спектакля – «Треуголку», «Парижское веселье» и «Предзнаменования». Сын с двумя ассистентами репетировал около двух месяцев, но в разговоре перед премьерой намекнул на трудности раскрепощения и постижения нюансов танцовщиками ГАБТа.

«Профессиональность в труппе большая, но надо знать стиль, в «Веселье», например, избавиться от академизма, раскрепоститься. Вашим артистам это дается трудно – руки и корпус раскрыть, дать открытую эмоцию, сыграть лиризм. Легче всего получаются «Предзнаменования», это ближе всего к тому, что они привыкли танцевать. Хотя и здесь есть подводные камни, потому что это спектакль-мистерия, в котором много влияния Древней Греции. Труднее всего с испанским танцем в «Треуголке». Здесь надо учить акценты и так овладеть фламенко, чтобы отделаться от техники, а потом уже поставить руки. Это смесь классики, характерного танца и подлинного испанского. Псевдофламенко здесь – фальшивая нота, словно оперный певец поет блюз – то, да не то».

Мясин-младший, не удовлетворенный московскими претендентами на роль Мельника в «Треуголке», настоял на приглашении Хосе Мартинеза (звезды Парижской оперы). Но лучше бы Лорке отказали. Потому что Мартинез вышел на сцену – и одним мановением выразительнейшей руки как ластиком стер танцы артистов Большого, их вялые спины, провисающие конечности, неумение слышать ритм музыки де Фальи и выстукивать испанские дроби, стер неправильное понимание «Треуголки» как развернутого эпизода «Дон Кихота». Кроме Мартинеза смотреть можно было лишь на декорации Пикассо и на грустное лицо Лорки Мясина, сидевшего в царской ложе.

«Предзнаменования» (музыка Чайковского), на которые Лорка возлагал большие надежды, тоже не прозвучали. Во-первых, сам балет, хотя и полон сложных и порой неожиданных неоклассических комбинаций, тяготит назойливым аллегоризмом: вот этот персонаж, диагонально пересекающий строй кордебалета, называется Действие, этот, с причудливо петляющими классическими па, – Легкомыслие, а этот, со зловещими ужимками, – Судьба. Во-вторых, исполнители не придумали ничего, чтобы все это актуализировать. Какая там Греция, какая мистерия! Забудьте. Если под действием понимать кошачьи прогибы спины, любимый прием Екатерины Шипулиной в любом балете, то действия было много. Если танцевавшая премьеру Мария Аллаш (Страсть) делала это со страстью, то я – английская королева. Если Владимир Непорожний (Герой) был бы хоть чуточку героичен, если б Александр Воробьев (Судьба) не напоминал так сильно Злого гения из «Лебединого озера» и мышиного короля из «Щелкунчика»┘ Хорошо хоть молодой Егор Хромушин порадовал чистым исполнением да костюмы Игоря Чапурина (серое, белое, черное и немного малинового) были к месту.

Только на канканистом «Парижском веселье» (место действия – увеселительное заведение Парижа времен Тулуз-Лотрека) артисты, зал и критики проснулись. Под Оффенбаха в любом случае не поспишь, хотя вместо требуемого парижского шика нам скорее показали российский купеческий загул, да и тот выдавали как-то осторожно, по принципу «зачем напрягаться?». Куда девался знаменитый московский артистизм, главная часть мифа Большого театра? Морихито Ивата (провинциал Перуанец, дорвавшийся до парижской ночной жизни), наоборот, переигрывал. И только Светлана Лунькина (Продавщица перчаток) сделала то, что надо, – показала смесь изящества и соблазна.

Что на сегодняшний день интересно танцевать труппе? Какие новые балеты она готова сделать с полной отдачей? Баланчина вроде бы хотели танцевать все – но не получилось. Ноймайера хотели далеко не все, и получилось далеко не у всех. На Мясина тоже ворчали: зачем нам это? Те, кто взялся, судя по первому спектаклю, мало преуспели. И что дальше? Неужели мечта большинства – гонять из года в год «Лебединое озеро» да «Жизель»? И воображать, что делают это лучше всех в мире?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости