Илзе Лиепа и Алексей Саврасенко передают «Маску» представителю Мариинского театра для Уильяма Форсайта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Спортивный уклон церемонии награждения «Золотой маски» сказался в обилии пляшущих спортсменов. То поклонники капоэйры покажут свое, то художественные гимнастки прогнутся всей командой, закутавшись в одно красное покрывало, а то выйдут длинноногие девушки в буденовках и шинелях, одним движением плеч как вывернут одежки наизнанку, а шинельки-то подшиты цветами известной спортивной команды. Даже публика смотрела действо, закутавшись в подаренные спортивные шарфики.
Премии за балет вручали Илзе Лиепа и центровой баскетбольной команды ЦСКА Алексей Саврасенко. Поглядывая на высоченного напарника, Лиепа кокетливо поведала залу, что ей «всегда хотелось почувствовать себя Дюймовочкой». Возникло ли у Илзе искомое чувство, неизвестно, но Большой театр точно ощутил себя Несчастливцевым – столичный оплот балета не получил на «Маске» ничего, потому что все премии, даже в частных номинациях, достались спектаклю Мариинского театра. Это «Форсайт в Мариинском» – три одноактных опуса, поставленные европейским светилом хореографии Уильямом Форсайтом. Сначала назвали лучшим сам балетный вечер, потом приз за лучшую женскую роль получила Наталья Сологуб (Форсайт – «Стептекст»), и наконец, лучшим танцовщиком был назван Андрей Меркурьев (Форсайт – «Там, где висят золотые вишни»).
Отдавая должное и Сологуб, и Меркурьеву, и уровню исполнения Форсайта в Петербурге, нельзя не отметить, что пренебрежение нынешнего жюри «Маски» спектаклями и, главное, исполнителями балета Большого театра выглядит нарочито и несправедливо. Допустим, членам ареопага под председательством Родиона Щедрина не понравился балет «Ромео и Джульетта». Но совсем не заметить высокий уровень главных исполнителей московского спектакля – это слишком. На самом деле Мария Александрова-Джульетта станцевала свою партию ничуть не хуже, чем Сологуб – свою. Да и Денис Савин (Ромео) вполне заслуживал быть отмеченным: он сделал роль на высшем пластическом накале, при том что Савин – самый молодой балетный номинант за всю историю «Маски».
И совсем бледно выглядело решение жюри в области современного танца. Вместо того чтобы поощрить компанию «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и дать приз изысканному спектаклю Татьяны Багановой «Lasu Susan» (объективному лидеру списка спектаклей-номинантов), жюри наградило среднедобротный (но не более) «Тряпичный угол» труппы «Эксцентрик-балет» из того же города. Откуда растут ноги решения, понятно. Пластический смысл «Тряпичного угла» лежит на поверхности и внятен до предела, а сложно переплетенные метафоры «Lasu Susan» еще надо прочесть. Видимо, сие для жюри оказалось непросто.
В опере жюри приняло более продуманные решения. Как и надеялись многочисленные поклонники режиссера Дмитрия Чернякова, его великолепная «Аида» в Новосибирском оперном театре признана лучшим спектаклем сезона. Еще один приз опера получила в частной номинации – певица Ирина Макарова награждена за партию Амнерис. Победители дружно отдали свои «Маски» не награжденному (а жаль!) дирижеру спектакля Теодору Курентзису, а он, в свою очередь, переадресовал награду композитору Верди и «всем, кто не боится идти против течения». Ко всему прочему «Аида» получила и приз критики, что дорогого стоит: за Чернякова проголосовали не только музыковеды и балетоведы, но и критики драмтеатра, отдавшие предпочтение музыкальному опусу, а не «своим» спектаклям. (Забегая вперед, отметим, что и в номинации «лучший гастрольный спектакль сезона» критики отдали голоса музыкальному театру, на этот раз танцевальному – приз взял «Мойщик окон» из Театра танца Вупперталь Пины Бауш).
«Летучий голландец» Большого театра, наиболее яркая оперная премьера Москвы и потенциальный соперник «Аиды», удостоился лишь премии за мужскую партию, да и та спета приглашенным иностранцем (Роберт Хейл – Голландец). Зато отмечен хор Большого театра – он получил спецприз жюри за «Макбета» и того же «Голландца». Лучшим дирижером признан Александр Анисимов (опера «Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр Ростова-на-Дону), в этот же город уедет «Маска» за работу художника в музыкальном театре – ее вручили сценографу оперы Шостаковича Зиновию Марголину.
А в роли Золушки, не попавшей на бал, на церемонии выступили оперетта и мюзикл. Жюри подошло к трем номинантам этого жанра чрезвычайно строго. Лучший спектакль все-таки наскребли – им стал продукт Новосибирского театра музкомедии «В джазе только девушки». Но не присуждены премии ни режиссеру, ни исполнительнице женской роли. По женщинам, во всяком случае, вопрос спорный: чем так не понравилась голосистая красотка Вероника Гришуленко в роли Шугар Кейн, понять трудно. А вот новосибирец Александр Выскрибенцев приглянулся жюри в роли Миллионера. Ничего удивительного. Такова жизнь – на миллионеров всегда обращают внимание.