0
1040
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2005 00:00:00

Золушки так и не попали на бал

Тэги: танец, балет, фестиваль, награды, маска


танец, балет, фестиваль, награды, маска Илзе Лиепа и Алексей Саврасенко передают «Маску» представителю Мариинского театра для Уильяма Форсайта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Спортивный уклон церемонии награждения «Золотой маски» сказался в обилии пляшущих спортсменов. То поклонники капоэйры покажут свое, то художественные гимнастки прогнутся всей командой, закутавшись в одно красное покрывало, а то выйдут длинноногие девушки в буденовках и шинелях, одним движением плеч как вывернут одежки наизнанку, а шинельки-то подшиты цветами известной спортивной команды. Даже публика смотрела действо, закутавшись в подаренные спортивные шарфики.

Премии за балет вручали Илзе Лиепа и центровой баскетбольной команды ЦСКА Алексей Саврасенко. Поглядывая на высоченного напарника, Лиепа кокетливо поведала залу, что ей «всегда хотелось почувствовать себя Дюймовочкой». Возникло ли у Илзе искомое чувство, неизвестно, но Большой театр точно ощутил себя Несчастливцевым – столичный оплот балета не получил на «Маске» ничего, потому что все премии, даже в частных номинациях, достались спектаклю Мариинского театра. Это «Форсайт в Мариинском» – три одноактных опуса, поставленные европейским светилом хореографии Уильямом Форсайтом. Сначала назвали лучшим сам балетный вечер, потом приз за лучшую женскую роль получила Наталья Сологуб (Форсайт – «Стептекст»), и наконец, лучшим танцовщиком был назван Андрей Меркурьев (Форсайт – «Там, где висят золотые вишни»).

Отдавая должное и Сологуб, и Меркурьеву, и уровню исполнения Форсайта в Петербурге, нельзя не отметить, что пренебрежение нынешнего жюри «Маски» спектаклями и, главное, исполнителями балета Большого театра выглядит нарочито и несправедливо. Допустим, членам ареопага под председательством Родиона Щедрина не понравился балет «Ромео и Джульетта». Но совсем не заметить высокий уровень главных исполнителей московского спектакля – это слишком. На самом деле Мария Александрова-Джульетта станцевала свою партию ничуть не хуже, чем Сологуб – свою. Да и Денис Савин (Ромео) вполне заслуживал быть отмеченным: он сделал роль на высшем пластическом накале, при том что Савин – самый молодой балетный номинант за всю историю «Маски».

И совсем бледно выглядело решение жюри в области современного танца. Вместо того чтобы поощрить компанию «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и дать приз изысканному спектаклю Татьяны Багановой «Lasu Susan» (объективному лидеру списка спектаклей-номинантов), жюри наградило среднедобротный (но не более) «Тряпичный угол» труппы «Эксцентрик-балет» из того же города. Откуда растут ноги решения, понятно. Пластический смысл «Тряпичного угла» лежит на поверхности и внятен до предела, а сложно переплетенные метафоры «Lasu Susan» еще надо прочесть. Видимо, сие для жюри оказалось непросто.

В опере жюри приняло более продуманные решения. Как и надеялись многочисленные поклонники режиссера Дмитрия Чернякова, его великолепная «Аида» в Новосибирском оперном театре признана лучшим спектаклем сезона. Еще один приз опера получила в частной номинации – певица Ирина Макарова награждена за партию Амнерис. Победители дружно отдали свои «Маски» не награжденному (а жаль!) дирижеру спектакля Теодору Курентзису, а он, в свою очередь, переадресовал награду композитору Верди и «всем, кто не боится идти против течения». Ко всему прочему «Аида» получила и приз критики, что дорогого стоит: за Чернякова проголосовали не только музыковеды и балетоведы, но и критики драмтеатра, отдавшие предпочтение музыкальному опусу, а не «своим» спектаклям. (Забегая вперед, отметим, что и в номинации «лучший гастрольный спектакль сезона» критики отдали голоса музыкальному театру, на этот раз танцевальному – приз взял «Мойщик окон» из Театра танца Вупперталь Пины Бауш).

«Летучий голландец» Большого театра, наиболее яркая оперная премьера Москвы и потенциальный соперник «Аиды», удостоился лишь премии за мужскую партию, да и та спета приглашенным иностранцем (Роберт Хейл – Голландец). Зато отмечен хор Большого театра – он получил спецприз жюри за «Макбета» и того же «Голландца». Лучшим дирижером признан Александр Анисимов (опера «Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр Ростова-на-Дону), в этот же город уедет «Маска» за работу художника в музыкальном театре – ее вручили сценографу оперы Шостаковича Зиновию Марголину.

А в роли Золушки, не попавшей на бал, на церемонии выступили оперетта и мюзикл. Жюри подошло к трем номинантам этого жанра чрезвычайно строго. Лучший спектакль все-таки наскребли – им стал продукт Новосибирского театра музкомедии «В джазе только девушки». Но не присуждены премии ни режиссеру, ни исполнительнице женской роли. По женщинам, во всяком случае, вопрос спорный: чем так не понравилась голосистая красотка Вероника Гришуленко в роли Шугар Кейн, понять трудно. А вот новосибирец Александр Выскрибенцев приглянулся жюри в роли Миллионера. Ничего удивительного. Такова жизнь – на миллионеров всегда обращают внимание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости