0
901
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2005 00:00:00

Форма продажи кино

Евгения Леонова

Об авторе: Евгения Леонова - кинокритик, кандидат искусствоведения.

Тэги: кинотавр, кино, фестиваль, рудинштейн


кинотавр, кино, фестиваль, рудинштейн Игорь Толстунов: как нам реорганизовть 'Кинотавр'?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

«Кинотавр» поменял владельцев. Марк Рудинштейн, глава группы компаний «Кинотавр» и учредитель кинофестиваля, проводившегося в Сочи в течение пятнадцати лет, за два миллиона рублей передал «корабль в надежные руки»: кино – под эгиду ТВ. Новыми владельцами стали президент холдинга «СТС Медиа» Александр Роднянский и Игорь Толстунов, кинопродюсер и заместитель гендиректора телеканала СТС по собственному производству. Директором фестиваля назначен Кирилл Лыско, гендиректор продюсерской компании «АМЕДИА» («Бедная Настя», «Моя прекрасная Няня»). В попечительский совет «Кинотавра» вошли Петр Авен, Олег Дерипаска, Алексей Ткачев, Михаил Швыдкой и Константин Эрнст. Всерьез занявшись кино, телебоссы, магнаты и государство поддержат друг друга.

В течение последних лет Марк Рудинштейн неоднократно заявлял, что «Кинотавр» должен найти «других родителей», «хватких людей с новыми финансовыми возможностями и мозгами». «Мы поднимали фестиваль в начале 90-х, в сложнейших условиях для российского кино, – сказал Рудинштейн год назад на пресс-конференции, когда окончательно заявил об уходе. – Сочи был полупустым городом, рядом граница, война, никакого кино. Сейчас Сочи – удобная площадка, фестиваль становится все более перспективным, но мы устали ходить по минному полю, называемому «российским кино», где у каждого свои капризы». Новое руководство потакать амбициям не собирается. Благодаря составу попечительского совета и непосредственной близости к телевидению оно обретает большую возможность влиять на производителей кино (уже установлены жесткие сроки подачи фильмов – до 11 апреля) и другие российские кинофестивали. Например, может отказаться от выяснения отношения с Московским МКФ, не раз унижавшим «Кинотавр» и в последние годы накладывавшим вето на показ ряда потенциально успешных российских картин. С президентом Московского фестиваля Никитой Михалковым Константину Эрнсту договориться проще, чем Рудинштейну. Леонид Верещагин, один из генеральных продюсеров Первого канала, является генеральным директором михалковской «Студии ТРИТЭ», так что судьба фильмов будет решаться «в кругу семьи».

Не исключено, что одним из пунктов такого предварительного «договора» уже стала сдача конкурсного Международного кинофестиваля, проводившегося в Сочи одновременно с конкурсом российского кино. Пресса неоднократно отмечала, что сочинский международный конкурс – украшение фестиваля – часто оказывается более высокого качества, нежели продукция, попадающая в главный конкурс ММКФ, и на порядок профессиональнее и интереснее, чем российские киноопусы. Проводить МКФ в Сочи отныне не собираются, избавляя от более адекватного и профессионально вменяемого соперника и Московский фестиваль, и российское кино. Как сказал г-н Рудинштейн, «Кинотавру» «нужна новая форма продажи кино». Чтобы продать, можно: а) повысить конкурентоспособность своего товара, в) избавиться от конкурентов. Надо отдать должное Рудинштейну: в течение 11 лет у него хватало мужества и ума держать под боком у российского кино зарубежные киноленты, задававшие планку в профессиональном и этическом плане, и таким образом поддерживать «Кинотавр» как живую структуру, способную развиваться, и не давать киношникам застывать в позе нерушимого самодовольства. Учреждение новой программы из фильмов-победителей зарубежных национальных фестивалей не восполнит утрату. Во-первых, далеко не каждая европейская страна имеет собственный киносмотр, во-вторых, «победители», как правило, обслуживают политические тенденции, реже – искусство, так что и зарубежная программа будет иметь лишь опосредованное отношение к кино. «Нас интересует отечественный кинематограф, – говорит Толстунов. – Мы организуем новую программу – специальная панорама наших фильмов для зарубежных гостей, заинтересованных в российских картинах» – продюсеров, дистрибьюторов, прессы. «Если уподобить «Кинотавр» дочери, хотелось бы выдать ее замуж за порядочного человека», – мечтал Рудинштейн. Выдал за богатого: будет выгодно и красиво упаковывать, но вряд ли станет интересоваться, что на душе. Словом, как и было сказано на пресс-конференции, «Кинотавр» превращается в «значительное телевизионное событие». Инструмент – раскрутка по ТВ, ежедневные «дневники» и репортажи сразу по нескольким телеканалам, чего за 15 лет так и не смог добиться Рудинштейн. «Приобретением «на личном уровне» – так Роднянский назвал сделку в одном из интервью покупку «Кинотавра».

«В жизни «Кинотавра» начинается новый этап, – говорит г-н Роднянский. – Он связан с этапом развития нашей киноиндустрии, с увеличением числа фильмов и зрителей. Телевизионный кинофестиваль – это новая система оценки и инфраструктуры. Ответить на вопрос, какой будет киноиндустрия, предстоит «Кинотавру». Он станет инструментом тестирования. Мы попытаемся сохранить лучшее, но откорректируем фестиваль в соответствии с требованиями времени». Формально действительно мало что изменится. Фестиваль пройдет как обычно, с 1 по 13 июня в г. Сочи. Сохранится конкурс короткометражных фильмов, панорама документального кино. Больший вес, разумеется, приобретет кинорынок. Однако «лучшего», «точки отсчета» – международного конкурса – не будет. А главной поправкой на время, «коррекцией» станет телевизионность, то есть рейтинговость «Кинотавра», то есть искоренение «живинки», по тому же принципу, по которому дрянные сериалы ставятся в вечерний прайм-тайм, а хорошее кино (в том числе и отечественное) появляется только под утро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1703
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1059
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1047

Другие новости