0
784
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2005 00:00:00

Мюзикл, танец и расстрел

Тэги: опера, анастасия, премьера


Находится ли современная опера в кризисе? Свою лепту в развернувшуюся недавно дискуссию внесла постановка оперы «Анастасия» итальянского автора Бруно Контини. У себя на родине он по преимуществу известен как автор прикладной музыки, и «Анастасия» – первое крупное произведение в серьезном жанре. Премьера состоялась на сцене «Новой оперы» и была подготовлена командой российских артистов и постановщиков. Как гласил анонс, «в основе сюжета спектакля лежит известная легенда о дочери Николая II Анастасии. Авторы дают оригинальную трактовку этой загадочной истории».

И действительно, все действие (в двух актах) разворачивалось в непритязательных декорациях (Александра Боровского), изображающих психиатрическую лечебницу – кровати и ширмы-решетки, все в белых тонах. Действующих лиц немного. Прежде всего сама Анастасия (на первом спектакле ее пела Людмила Магомедова), которую преследуют отрывочные воспоминания-галлюцинации (после электрошоковой терапии, как поясняет либретто) о прежней жизни в окружении царской семьи, о расстреле, о чудесном спасении. На стороне Анастасии некий Дмитрий (Михаил Урусов), в реальной жизни врач-психиатр, который в воспаленном мозгу героини отождествляется с ее прежним возлюбленным. Есть еще бывшая фрейлина царского двора Ирина (Ирина Ващенко), ищущая по заданию Дома Романовых царевну. Наконец, исторический персонаж Яков Юровский (Андрей Григорьев), печально знаменитый убийца царской семьи, преследующий пациентку-царевну.

Все леденящие подробности довольно натуралистично изображали на сцене артисты Государственного ансамбля танца «Русские сезоны» под управлением Николая Андросова. Ему же принадлежит соавторство в этом фантасмагорическом либретто, в разработке которого принимал участие с итальянской стороны Клаудио Маттиоли.

В сущности, отечественную публику ввели в заблуждение, обозначив данное действо как оперу. По сути, это – обычный мюзикл с элементами триллера, где довольно протяженные, чисто танцевальные номера чередуются со вставными ариями и ансамблями в стилистке итальянских канцонетт и поп-дуэтов вроде «Рики и Повери». Участие известных отечественных певцов не добавляет академической респектабельности, а скорее вызывает отдаленные ассоциации с шоу Трех Теноров. Хотя тенору Урусову явно не хватало обольстительных интонаций, которых требует подобная «сладкая» музыка.

Звучание симфонического оркестра под управлением Михаила Петухова, со своей стороны, лишь усугубило «стадионный» привкус: подзвучка фортепиано (функцию которого выполняло старенькое пианино) и струнных весьма странно воспринималась в стенах «Новой оперы».

Гигантские силы, брошенные на осуществление этого проекта, – включенного в рамки фестиваля «Италия–Россия 2005», поддержанного на самых высших уровнях власти, а также такими весьма уважаемыми отечественными организациями, как Комитет по культуре города Москвы, Москонцерт и «Фонд Ирины Архиповой», – в итоге выдали скромный художественный результат. Теперь «Анастасию» собираются везти по городам и весям нашего отечества, а далее в Европу. Думается, целесообразно отказаться от соблазнительного, но совершенно не отвечающего законам жанра подзаголовка – опера, и тогда у этого спектакля найдется своя публика, любящая итальянские песни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1744
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1091
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
793
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1073

Другие новости