0
1026
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2005 00:00:00

Тело мастера боится

Тэги: фестиваль, театр, балет, маска


Первым из двух ведущих театров страны на «Маске» отчитался Большой театр. Он показал одноактную «Магриттоманию» и двухактную «Ромео и Джульетту». В неоклассической «Магриттомании» восхищаться можно только идеей: вот какие продвинутые у нас теперь спектакли, аж балет по полотнам художника-сюрреалиста. Все остальное и главное – танец – сделано так, как если бы компьютеру задали программу: слепить среднестатистические движения, основанные на среднестатистических идеях балета XX века. И он слепил.

С «Ромео» ситуация другая. Обруганный консервативными российскими балетоманами и не менее консервативными английскими критиками, этот спектакль прорвался сквозь препоны, предоставив публике возможность дотронуться до подлинного нерва шекспировской пьесы. Сохраняя основообразующую идею противостояния героев окружению, балет пластически выводит к жизни современных подростков, которые очень похожи на вскормивший их жестокий мир. Мария Александрова (Джульетта) так же достойна получить приз за лучшую женскую роль в балете, как и Денис Савин (Ромео) – за роль мужскую. Ведь для наших артистов, воспитанных исключительно на классике, чудо уже сам факт, что эти двое хорошо почувствовали телом непривычный стиль, где руки не надо круглить в позициях, спину не стоит держать, как корабельную сосну, а стопы не обязательно выворачивать наружу.

Накануне закрытия «Маски» в борьбу вступила Мариинка. Она обрушила на Москву тяжелый десант: три балета Баланчина и три – Форсайта, двух номинанток и двух номинантов. Как именно танцевать балеты Форсайта, хореограф подсказал в названии одной из постановок – «Головокружительное упоение точностью». Отсюда и корни исполнения балетов хореографа, творчеством которого Форсайт вдохновлялся, – Баланчина. Только Баланчин, мастер середины прошлого столетия, не отметал разнообразия эмоций, как это сделал хореограф рубежа XX и XXI веков. Эти эмоции, вплоть до женского кокетства, легкой нитью, без педалирования, вплетены в баланчинские постановки, в то время как Форсайт ждет от исполнителей иного – парадокса техногенной чувственности.

Номинантка на лучшую женскую роль в балете Ульяна Лопаткина, героиня баланчинского «Вальса» на музыку Равеля, не удивила, чего от нее ждали, то и получили, – величественную весталку, рядом с которой масштаб танца окружающих кажется мелковатым. Не удивила и труппа Мариинки, исполняющая Баланчина: никуда не делась наша тяга так трактовать движения, чтобы можно было ясно понять, о чем оно. Поэтому «Вальс» с его наглядной поэтикой бала оказался наиболее близок танцовщикам, а условная область «Четырех темпераментов» на музыку Хиндемита была освоена меньше всего. На самом деле из четырех темпераментов не осталось ни одного, а артистов, если они не жеманились, бросало в скучную гимнастику, хотя нет ничего более далекого от Баланчина, чем безликость исполнителей. Посередине (по качеству танца) поместился «Балет империал» с Чайковским, где тот же бал дан опосредованно.

В Мариинке только что показали премьеру нового блока форсайтовских балетов, так что его техника буквально завязла у артистов в ногах. Натренированность не могла не сказаться. Номинанты «Маски» на лучшую мужскую роль в балете Андрей Меркурьев и Леонид Сарафанов (опусы «Там, где висят золотые вишни» и «Головокружительное упоение точностью») показали, что Форсайта можно танцевать по-разному – и брутально с нежностью, как Меркурьев, и нежно с брутальностью, как Сарафанов. Номинантка Наталья Сологуб в «Стептексте» подтвердила, что она в Мариинке – одна из лучших, если не лучшая, исполнительница балетов конца двадцатого века. А солисты, особенно блистательная Екатерина Кондаурова, дали понять, что стремление балетного руководства Мариинки приучить коллектив к современности все-таки не проходит даром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
592
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2313
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1524
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1155

Другие новости