«Золотая маска» в разгаре. После мощного блока московских спектаклей (в этом году из двенадцати драматических спектаклей-номинантов московских – целых семь) пришел черед современного танца, театра кукол и претендентов на «Новацию». И уже после первых показов неожиданно обнаружилось, что сразу несколько спектаклей сделаны фактически на одну и ту же тему – взаимоотношения человека и природы, размышление о том, что есть человек и какое место занимает он в «подлунном мире». Таких спектаклей уже как минимум четыре: два претендуют на «Новацию» и два – спектакли театра кукол. Что это – случайное совпадение, результат предпочтения отборщиков или чуткость художников, улавливающих «витающие в воздухе» идеи?
В спектакле «Песни дождя» омского театра пластической драмы «ЧелоВЕК» (номинация «Новация»), пожалуй, нет ничего новаторского. В эту категорию он явно попал по уже сложившейся традиции: как правило, там оказывается не только (и не столько) театральный авангард, сколько постановки, которые затруднительно приписать к какому-либо традиционному жанру. «Песни дождя» – спектакль, созданный на стыке жанров: вокальная импровизация, музыка, хореография, драматическое действие крепко спаяны в нем в удивительной красоты Целое – красоты завораживающей, гипнотизирующей (режиссер-постановщик Игорь Григурко, музыка Валерия Трифонова, сценография Андрея Шолохова).
В основе спектакля, жанр которого обозначен как «Телосозерцание», лежит светская поэзия Далай-ламы VI (XVII век). Сложно, однако, сказать, эти ли стихи поет не сходящая в течение всего спектакля со сцены Хранительница (Людмила Глухова) или просто импровизирует. Сидя на авансцене, одетая в буддийские одежды, она непрерывно мотает шерсть (клубок белый, черный, красный – нити жизни?), и ее вокальные импровизации – то нежное бормотание, то распев, то игриво-кокетливое «чириканье» – дают спектаклю мощную эмоциональную основу.
Семь песней – семь пластических историй о любви. Рождение мужчины и женщины из белых полупрозрачных коконов; взаимный интерес, притяжение, слияние. Птица и камень. Птица и облако. Луна и Лотос. Туземцы, бьющиеся на шестах за внимание «богини с лунным взглядом». Нежность, чувственность, целомудрие, лукавство. Чистые линии, точные движения. Пластика, приближающаяся к акробатике. Тела сплетаются в замысловатейших комбинациях – степень владения телом у артистов поразительна. Безвозвратно ушедший Золотой век – мир гармонии и красоты, освященный светом луны и шумом дождя.
Другой номинант на «Новацию» – спектакль «Триада» театра «ЧерноеНЕБОбелое» – формально полная противоположность омской постановке. В нем не идиллия – агрессия. Луна разъята на лазерные лучи ядовитых расцветок, сквозь дым шарящие по залу; вместо шума дождя – электронная музыка, в которой слышен лязг металла.
На подиум один за другим выходят монстры всех мастей. Серебристые инопланетяне; люди-роботы с огромными подшипниками вместо головы и конечностей; похожие на средневековых рыцарей фигуры в латах-конусах, помещенные в плоскость металлического круга; женщина, вместо рук у которой – длинный металлический шланг... Их корежит и ломает, они извиваются и завязываются узлом – и тут в очередной раз восхищаешься пластическими способностями артистов «ЧНБ», и в первую очередь – удивительной Марчеллы Солтан (она же автор фантастических костюмов). И в очередной раз задаешься вопросом, как артисты вообще могут двигаться в таких нарядах – не то что танцевать.
Руководитель «ЧерногоНЕБАбелого» Дмитрий Арюпин, он же Доктор ДА, сказал как-то, что театр – это зеркало, повернутое от сцены к зрителю: посмотри же на себя, человече, вот что ждет тебя. Но самое удивительное, что этот жуткий мир в не меньшей степени красив и гармоничен, чем мир «Песен дождя». Просто красота эта иного рода – урбанистическая, механическая, доведенная до абсурда. И в этом мире тоже есть любовь: среди всего этого дыма, лязга металла и блеска отполированных частей между двумя не то организмами, не то уже механизмами происходит-таки неловкая и трогательная попытка выразить нежные чувства.
И все же трудно удержаться от риторического вопроса – как этот спектакль оказался в номинации «Новация». И дело не в том, что «ЧНБ» уже много лет работает в той же самой манере – действительно оригинальной, но уже давно известной («ЧНБ» номинировался даже и на «Маску»). А в том, что в «Триаду» вошли фрагменты из прошлых спектаклей театра – какая уж тут новация┘
О том, как эту тему освоили театры кукол, – в следующий раз.