Зря хоругвеносцы старались – скандала не получилось.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Не будь вокруг этого балета скандала, возможно, не было бы самого спектакля. Он и на свет-то появился как первое детище труппы с тремя прилагательными в названии – «Новый имперский русский балет». А труппа, в свою очередь, родилась после того, как ее основатель Николай Анохин, бывший коммерческий директор труппы «Русский имперский балет», поругался с былым соратником, худруком этого коллектива Гедиминасом Тарандой. Почему поругался? Таранда ударился в бизнес и тем вызвал сильное недовольство Майи Плисецкой – былого почетного президента «Имперского русского балета». Когда-то, в период тесной дружбы, Майя Михайловна разрешила Гедиминасу пользоваться ее именем на печатной и сувенирной продукции, упаковке продуктов питания, косметике и других товарах, выпускаемых «Имперским русским балетом» для поддержания себя на плаву. О том и бумагу у нотариуса подписала. Но то ли Плисецкая забыла о документе, то ли подписывала, не прочитав внимательно. И когда Таранда, не спрашивая у балерины дополнительного разрешения, решил подзаработать на знаменитом брэнде и выпустить косметику с портретом балерины и ее именем на коробках, – разразился скандал.
Балерина и ее муж Родион Щедрин о выпуске косметики узнали от сторонних людей, тут же отказали Таранде в доверии и пригрозили ему судом. Гедиминас уверяет, что все законно (предъявляя ту самую бумагу), и возглашает благие намерения – мол, все доходы от косметики пошли на недавнюю премьеру балета «Лебединое озеро». Будет ли суд на самом деле – пока непонятно: Плисецкая комментарии давать не хочет, а Таранда находится на гастролях за границей. А Николай Анохин так близко к сердцу принял негодование семьи Шедрина–Плисецкой, что тут же порвал с Тарандой и с подачи балерины объявил о создании собственного коллектива. Майя Михайловна снова стала почетным президентом балетной труппы, теперь уже анохинской. По словам Анохина, он намерен быть предельно осторожным и спрашивать у покровительницы разрешения на каждый чих.
В новом коллективе показали первую премьеру – «Распутин». Но то ли потревоженная тень зловещего старца все портит, то ли нервы у многих людей ни к черту, но на гастролях в Екатеринбурге вокруг балета разразился еще один скандал, на этот раз – религиозный. По одной версии, группа православных деятелей вознегодовала, что среди персонажей балета есть последний русский император Николай Второй, не так давно канонизированный, а святой, по мнению деятелей, танцевать в принципе не должен, потому как кощунство. По другой информации, негодование радетелей православия вызвал не столько сам факт танца императора, сколько то, что он пляшет «в колготках» (так радетели называют балетное трико). Православные подняли в Екатеринбурге шум, требуя отмены спектакля. Напрасно исполнитель партии императора танцовщик Лантратов зазвал делегацию ревнителей в гримерку, где показал им костюм своего героя – строгие брюки с кителем, скопированные с прижизненных императорских портретов.
Спектакль на Урале все же прошел, но история не закончилась. За несколько дней до показа «Распутина» в Москве знамя борцов за веру подхватили столичные соратники – «Союз православных хоругвеносцев», Союз православных братств и союз «Христианское возрождение». Они объявили о пикетировании Театра эстрады, где показывали балет. Накануне события секретарь по связям с общественностью Московской патриархии Михаил Дудко заявил, что Русская Православная Церковь не была инициатором пикета, но процитировал Таранду, который, по словам Дудко, поддержал акцию протеста «как православный человек».
Перед началом «Распутина» у входа в театр стояли человек сто пятьдесят – кто в казацкой форме, кто в черных мундирах. Виднелись плакаты с надписями «Анафема богохульному балету!» и «Руки прочь от русских святых!». Кучка старушек пела что-то богобоязненное. Над толпой реяли полотнища, от российского флага и хоругвей до черного знамени с изображением черепа со скрещенными костями и кинжалом в зубах. «Мама, смотри – пиратский флаг!» – кричал проходивший мимо ребенок. Стоявший рядом мужчина укоризненно поглядел на неразумное дитя и строго изрек: «Не пиратский флаг, а символ белого движения». Кто-то держал в руках большой портрет Распутина. Тут же сновал молодой человек, представившийся как Кирилл Фролов, пресс-секретарь «Союза православных граждан». Обозревателю «НГ» Фролов рассказал, что конкретно его организация от распутинского портрета открещивается, стоит в пикете с иконами «царственных страстотерпцев», к оголтелому религиозному радикализму не склонна и запрещать ничего не хочет, а просто желает «напомнить обществу об опасности российской «оранжевой революции». По проезжей части ходил демонстрант с большим деревянным крестом. Невдалеке пожилая женщина возмущалась перед телекамерой: «Говорят, там будет плясать почти голая Майя Плисецкая!»
В половине седьмого, напевая «Боже, царя храни», пикет стал рассасываться, но отдельные тетеньки вплоть до начала балета проклинали всех входящих в театр: «Вам это просто так не пройдет, все, кто играл Ивана Четвертого, уже в могиле», «Они награбленные денежки тратят», «Будьте русскими, а не жидами».
Вы спросите, а что же балет? Ах да, балет. Да так себе: много псевдопатриотического пафоса, мелодраматического сахара и поверхностных исторических спекуляций. Аншлага в зале не наблюдалось, VIP-персон – тоже.
Но могу поклясться на Библии: колготок на императоре не было.