Вчера Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева дал первый концерт в рамках европейского тура, который продлится до 18 апреля и пройдет по городам Великобритании, Нидерландов, Швейцарии и Германии. Одновременно с началом гастролей пресс-служба оркестра информировала СМИ о готовящихся изменениях в системе творческого управления РНО. Однако лондонские журналисты в отличие от российских узнают об этих изменениях, что называется, из первых рук: сегодня Михаил Плетнев, постоянный дирижер оркестра Владимир Юровский и президент фонда РНО и генеральный продюсер коллектива Сергей Марков встречаются с представителями СМИ в лондонском Барбикан-центре.
Речь идет о создании в Российском национальном оркестре новой должности – музыкального руководителя. Этот пост с сезона 2006–2007 гг. займет Владимир Юровский, сотрудничающий с оркестром с 2002 года и ныне входящий в состав дирижерской коллегии коллектива. Успешному молодому маэстро (Юровскому 32 года) придется совмещать музыкальное руководство РНО с постом художественного руководителя престижного Глайндборнского оперного фестиваля и функционированием в качестве главного приглашенного дирижера Лондонского филармонического оркестра.
На основателя и почетного дирижера оркестра Михаила Плетнева теперь будут возложены и полномочия главы дирижерской коллегии РНО. Напомним, что РНО стал первым в мире симфоническим коллективом, упразднившим должность главного дирижера оркестра, заменив ее соавторством маэстро разных стран, входящих в дирижерскую коллегию. Теперь у коллегии появился глава, а у оркестра – музыкальный руководитель.
Комментарий к данной ситуации удалось получить у Сергея Маркова. Генеральный продюсер РНО пояснил, что возникновение в коллективе должности музыкального руководителя не повлияет на интенсивность выступлений с оркестром Михаила Плетнева. Г-н Марков подчеркнул, что в будущем сезоне запланировано даже больше совместных выступлений РНО и Плетнева, чем прежде, и одной из главных причин такого энтузиазма со стороны Михаила Васильевича является его желание как можно больше играть на новой концертной площадке РНО – в недавно открывшемся после капитального ремонта зале «Оркестрион».
В свою очередь, Владимир Юровский со вступлением в новую должность сможет принимать более активное участие в формировании творческой политики оркестра. В частности, он будет обладать правом решающего голоса при обсуждении новых кандидатур в состав дирижерской коллегии РНО. Ближайшее выступление РНО под управлением Юровского состоится в начале следующего сезона. К этому же времени запланирован выход в свет двух компакт-дисков с записями, которые осуществят дирижер и оркестр.
Михаил Плетнев уже поздравил Владимира Юровского с предстоящим назначением (контракт с музыкальным руководителем РНО должен быть заключен на этой неделе) и пожелал ему успехов на новом поприще. Однако в заявлении Михаила Плетнева, обнародованном пресс-службой РНО, маэстро говорит вовсе не о реформах внутри коллектива: он упрекает российское правительство в невнимании к нуждам его оркестра. «В начале 90-х годов мы не просили у государства денег, потому что их у него тогда не было. А сейчас и на новые оркестры средства находятся, и на новые залы, но только не для нас. Два года назад нам были даны некоторые скромные обещания, скорее символические, но и они не были выполнены даже наполовину, – сетует маэстро. – В этих условиях руководство оркестра вынуждено думать о выживании, а не о том, как реализовать задуманные мною творческие проекты. Государственными наградами и званиями я не обделен, но если эти награды за творчество, то нужно бы и условия для творчества создать. Если нет условий для творчества, даже приличных инструментов у оркестра нет, то награды – просто значки. Видимо, мои творческие проекты пока Российскому государству не нужны».
Проблема качественного инструментария, на которой сделал акцент Плетнев, – одна из самых животрепещущих на сегодняшний день в сфере российского оркестрового исполнительства. Самостоятельно приобрести высококлассный духовой инструмент под силу единицам в среде оркестровых музыкантов. Что же говорить о струнных, цены на которые колеблются от десяти до ста тысяч евро и выше? Качественный комплект инструментов для большого симфонического оркестра стоит около миллиона долларов и даже если учесть, что часть оркестрантов играет на неплохих инструментах, сумма, которая потребуется на обновление комплекта, озадачит любого худрука и директора. Единственным коллективом, которому удается постепенно решать «инструментальную проблему», на сегодняшний день является Национальный филармонический оркестр России. Большинство струнников НФОР играют сейчас на инструментах, переданных в дар оркестру его худруком Владимиром Спиваковым, а также друзьями маэстро, а приобретение высококлассных духовых и ударных инструментов финансируют спонсоры НФОР.
Президент Фонда РНО и генеральный продюсер оркестра Сергей Марков подтвердил, что фонду действительно очень трудно в одиночку финансировать РНО и государственные субсидии, выделяемые на отдельные проекты, не способны решить многие проблемы этого коллектива. «Но мы верим, что государство рано или поздно осознает ценность РНО и примет более серьезное участие в его поддержке», – сказал Сергей Марков.