0
726
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2005 00:00:00

Метла как инструмент балета

Тэги: бенуа, награждение, премия, театр


Двенадцатая церемония вручения приза «Бенуа де ла данс» оказалась одной из самых спокойных за всю историю этой балетной награды. Раньше на «Бенуа» случалось всякое. Выдающиеся деятели балета не раз получали призы из рук интернационального жюри и его бессменного председателя Юрия Григоровича. Но бывало и так, что на сцене награждали балерин и танцовщиков, непонятно по каким критериям названных лучшими, а критики в зале смеялись и готовили ехидные фразочки, чтобы в рецензиях припечатать местные радости международного «междусобойчика», называвшего себя «балетным Оскаром». А после кульминации с Анастасией Волочковой, когда публика ошикала новоиспеченную лауреатку, стало ясно, что скандал такого масштаба на «Бенуа» уже никогда не грянет.

И действительно, в последние два года церемония награждения стала вполне гладкой, почти респектабельной и близко подошла к определенной объективности. Нет, принцип выдвижения номинантов членами жюри остался прежним, субъективным – «кого хочу, того и называю лучшим». Но в рамках списка претендентов призы получили действительно качественные работы: с этой точки зрения на «Бенуа» придраться было не к чему. Лучшими хореографами названы голландцы Пол Лайтфут и Соль Леон? Показанный на гала-концерте отрывок из балета «Выход из игры», поставленного лауреатами, полностью подтвердил их право на победу. Лучшей танцовщицей признана прима королевского балета Великобритании Алина Кожокару? В ее отсутствие в пользу выбора жюри свидетельствовал тридцатисекундный отрывок из «Золушки», в которой Кожокару исполнила «лауреатскую» партию: эта роль – для ее амплуа и для ее превосходных балетных данных. «Самым-самым» танцовщиком назван Ллойд Риггинс из Гамбургского балета? На московском концерте он отлично станцевал фрагменты из спектакля «Смерть в Венеции», за который и был номинирован. Мало того. Во время торжественного вечера обозреватель «НГ» поймал себя на мысли, что, будь его воля, награды получили бы еще несколько претендентов. Солисты Английского национального балета Агнес Окс и Томас Эдур так здорово отзывались телами на минималистские звуки Филиппа Гласса в балете «Двое», что чертовски обидно оставить их без награды, как и блестящего хореографа этого балета, лауреата «Бенуа» прошлых лет Уэйна Мак-Грегора. Номинант из Америки Дэвид Хольберг так бесшумно и красиво прыгал с места и с таким внятным изяществом отрабатывал парадное «Классическое па-де-де» Обера-Гзовского, что становилось ясно: это еще один неучтенный победитель. И, судя по увиденным отрывкам, живой классик мирового балета Джон Ноймайер, первым в 1992 году получивший приз «Бенуа» за хореографию, заслуживал еще одной награды за тонко разработанную пластическую оппозицию в спектакле «Смерть в Венеции»: абсолют в виде бездумной физической красоты сталкивается с интеллектуальной тоской по этому самому абсолюту.

Посредственные номера на концерте тоже были. Это прежде всего опусы современных российских хореографов, большинство из которых, кажется, совсем лишено пространственного воображения. Но быть бы «Бенуа»-2004 почти благостным, если б не два обстоятельства. Первое – конферанс ведущих: Святослава Бэлзы и Екатерины Гусевой. Текстов такого чудовищного уровня давно не приходилось слышать, разве что на прошлогодней церемонии «Бенуа», когда в аналогичной ситуации обозреватель «НГ» мечтал посмотреть в глаза автору «перлов» и сказать ему: голубчик, срочно меняйте профессию. В этот раз, наслушавшись фраз типа «если б это была не двенадцатая, а тринадцатая церемония, вы бы прилетели сюда на метле», публика раз за разом отказывалась понимать намеки ведущих, оставлявших в диалогах нарочитые паузы для смеха и аплодисментов. Чем больше старались ораторы, тем сильнее ощущалась мертвая тишина в зале. Второй прокол – небрежность: ведущие забыли назвать одного из номинантов на приз, солиста Парижской оперы Лорана Илера. Пришлось Николаю Цискаридзе выходить на сцену и задним числом исправлять ошибку. Что ж, Цискаридзе к таким казусам не привыкать – после конфуза с балетными номинациями на недавней церемонии «Золотой маски»...

Ну да бог с ними, с ошибками. Главное – балетный концерт в Большом театре был неплохой. Чтобы закончить статью и вовсе на оптимистической ноте, процитирую речи перед началом церемонии: замминистра культуры Наталья Дементьева поведала залу, что с недавних пор Минкульт «протянул призу «Бенуа» финансовую руку». Так что следующая, тринадцатая, церемония обязательно состоится. Даже если Святослав Бэлза прилетит в Большой театр на метле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости