0
1068
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2005 00:00:00

Просто сказка

Тэги: театр, балет, фестиваль, петербург


театр, балет, фестиваль, петербург В оформлении оперы «Сказка о царе Салтане» словно ожила классическая книжная графика. Сцена из спектакля.
Фото Reuters

Вслед за фестивалем Чайковского (неполное собрание сочинений на музыку Петра Ильича на Мариинской сцене) в афише театра появился еще один новый фестиваль под названием «Масленица» – праздничный, веселый и сказочный. Концепция этого фестиваля тоже довольно проста и весьма патриотична: шесть дней отданы «сказочным» спектаклям театра на музыку российских композиторов.

Прежде всего двум премьерным спектаклям оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (режиссер-постановщик Александр Петров) с Ольгой Трифоновой – Царевной Лебедем и балетом «Легенда о любви» Меликова (постановка Юрия Григоровича 1961 года), в котором в партии Мехмэне Бану выступила (в третий раз) Ульяна Лопаткина. Да и остальные постановки – очень современная «Золушка» Прокофьева – Ратманского (2002), весьма традиционный «Садко» Римского-Корсакова – Степанюка (1993) и остроавангардный «Щелкунчик» Чайковского в скандальной интерпретации Михаила Шемякина (2001) – тоже вполне вписывались в объемную сказочную концепцию. Центральным событием фестиваля, несомненно, стала объявленная премьера: очередная опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в постановке Александра Петрова и сценографии Владимира Фирера по мотивам эскизов Ивана Билибина неожиданно для всех оказалась мемориальным спектаклем памяти художника. Фирер смешал в своем сценографическом решении, пожалуй, всего возможного Билибина: иллюстрации к пушкинским сказкам, сценографию к парижской постановке 20-х годов (в рамках «Русских сезонов») и к спектаклю Мариинского театра 1937 года. Книжная графика ожила в анимационных заставках к оркестровым антрактам, и даже сценическая коробка оказалась окаймлена геометрическим «билибинским» орнаментом.

Возникало лишь одно «но»: то, что хорошо смотрится на полнометражной мемориальной выставке, оказывается странным месивом на театральной сцене, в спектакле, требующем некоего единого концепционного решения. Кстати сказать, Фирер не обошел и работу Врубеля, оформлявшего «Салтана» в московской премьере: костюм Царевны Лебедь на удивление напоминает костюм его жены в этой же партии на великолепном врубелевском портрете. Заметны были и рериховские мотивы. Петрову же как режиссеру оставалось придать постановке некую условную архаичность и умело использовать избыточные билибинско-фиреровские декорации и костюмы. Хотя сам он декларировал аж три режиссерские концепции: воссоздание «великой сказки Пушкина», «борьбу белой магии лебедя и черной магии Бабарихи», которую проводят шесть слуг лебедя, что-то вроде итальянских дзанни и вполне реалистичную историю «воссоединения отца и сына», вероятно, так и не сумев выбрать одну – главнейшую для спектакля.

С точностью до наоборот «читался» балет «Легенда о любви» Меликова – Григоровича: вот уж где совместились кажущаяся простота решения, изобилие смыслов и идеальная точность движений Ульяны Лопаткиной. Очень неожиданно из восточного сюжета о коварстве властительной женщины, вначале отдавшей свою красоту за жизнь младшей сестры, а затем положившей все силы на то, чтобы разлучить эту сестру с возлюбленным, понравившимся ей самой, «вытанцовывалась» совсем иная балетная история. Ульяна Лопаткина всегда удивительно танцует страдание, кажется, что в балете тема расставания со своим лицом, своей красотой, своим «я» накладывается на что-то гораздо более значимое и по-человечески понятное – тему всевластия времени, уничтожающего любую жизнь, – легко, настойчиво и незаметно. Балет делает это особенно явным: любая балерина, а уж тем более – великая, рано или поздно соглашается отдать свое «лицо» другой, так же как Нинель Кургапкина передает свои партии Ульяне Лопаткиной. Только так и никаким другим образом, когда один человек «отдает» свое «лицо» другому, преодолевается власть времени и длится жизнь балетного спектакля.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
543
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
634
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
599
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
603

Другие новости