Завтра открывается очередная «Золотая маска». Оценивать программу, номинации и шансы участников на победу рано, об этом еще будет написано и сказано. Пока поговорим о других идеях «Маски»-2005, связанных с проблемами российского театра, а не с его достижениями.
Про последние вроде бы все ясно: можно спорить о качестве того или иного спектакля, но в стране всегда найдутся театральные события. Это если речь идет о драме, балете или, к примеру, театре кукол. Но есть область российского театра, в которой пора кричать SOS, – это детский театр, особенно театр для самых маленьких (до 10 лет). Намеченный в рамках «Маски» круглый стол «Состояние театра для детей» намерен обсудить критическую ситуацию, при которой коммерчески невыгодные театрам детские спектакли почти повсеместно вытеснены «взрослыми» постановками, а те, что есть, не обладают высоким уровнем. Привлекая к дискуссии не только театроведов, но и высоких чиновников из министерств культуры и образования, «Маска» надеется привлечь внимание к беде и запустить механизмы государственной культурной политики, стимулирующие театры к активности в этой сфере.
Еще одна проблема нашего театра – российский современный танец. Тут, слава богу, SOS кричать не надо: у нас много желающих таким танцем заниматься. Но состояние дел в этой области напоминает советскую историю с освоением целинных и залежных земель: есть место, богатое потенциальными возможностями, но почти еще не тронутое, энтузиазма много, умения меньше, а денег нет почти совсем. Проблемы существуют не первый год, но не решаются прежде всего потому, что феномен российского современного танца по-прежнему мало заметен обществу, тихо действуя в тени громадного здания классического балета. В этой ситуации любая возможность выказаться для российских творцов современного танца – не просто реклама, а способ знакомства со своим потенциальным зрителем через декларацию принципов творчества.
В рамках спецпрограммы «Золотой маски» будут представлены манифесты 34 хореографов, директоров фестивалей и руководителей танцевальных компаний, собранные в книге «Российский современный танец. Диалоги» (издательство «Запасный выход»). Это сборник интервью (а фактически – первая книга о нашем современном танце на русском языке), в котором театральный журналист Екатерина Васенина дала возможность людям, работающим с телом, перевести пластические идеи в слова. Интересная коллективная исповедь когда-нибудь станет важным историческим свидетельством, а сегодня может реально помочь целому направлению современного российского театра.
Еще один любопытный аспект «Маски». Один из спонсоров фестиваля уже три года организовывает вручение премии «Приз зрительских симпатий». Премия присуждается по результатам опроса публики, пришедшей на спектакли фестиваля, независимо от мнений экспертного совета и решений «масочного» жюри. Перед началом спектакля зрители получали анкеты, где им предлагалось оценить увиденное зрелище по 10-балльной шкале. В прошлом году в анкетировании приняли участие 9 тысяч человек. Недавно были оглашены результаты социологического исследования, проведенного по анкетам. Результаты таковы. Большинство зрителей – женщины (71%). Возраст – разный. Наиболее активные театралы – служащие (39%) и студенты (16%). Решающий фактор при выборе спектакля – не его название или название театра, а состав актеров, но при этом более половины зрителей следят за премьерами. Большинство (61%) предпочитает классические постановки, наиболее популярные жанры – комедия и драма.
И самое интересное: ежемесячный доход на члена семьи у 50% зрителей – не более 300 долларов в месяц. Это к вопросу о ценах на билеты, которые стали непомерно дорогими и на «Маске». К примеру, за спектакли Мариинского театра просят от 700 до 6500 рублей. Откуда такие цифры, понятно: аренда сцены Большого театра, перевоз декораций, жилье для артистов и т.д. Но дирекции «Маски» все-таки стоит положить информацию о среднем доходе своей публики на видное место в кабинете. И регулярно туда поглядывать.