Ждали скандала? И он случился. Давно уже в затхлом мирке современного российского искусства не происходило такого яркого события, как презентация второго тома «Материалов к словарю русского мата».
Есть разные способы развлечь зрителя. Можно, к примеру, устроить открытие Московской биеннале на станции метро, под шум проходящих поездов. А можно выпустить стриптизершу, которая будет танцевать и раздеваться на фоне фотографий, задевая их обнаженными ногами (как это было в первый день выставки автопортретов Саши Турецкой в клубе «Дом»). Еще один способ – это пригласить поэтов, которые будут читать матерные стихи (именно так произошло на вернисаже Алексея Плуцера-Сарно в галерее «Рефлекс»).
Проблема – не в организации событий, а в осмысленности их связи. Например, символическое содержание «вернисажа в метро», очевидно, состояло в единении художников и народа; но поскольку интерес к публике у устроителей Московской биеннале так и остался чисто символическим, то и «вернисаж в метро» оказался пустым жестом. А вот матерные стихи, сопровождающие выпуск словаря мата, – это точная и очевидная связка.
Герои фотографа Плуцера – это художники. А вся экспозиция представляет собой галерею их портретов, развешанных шпалерно по стенам выставочного зала. Многие из этих самых мастеров послужили информантами для второго тома плуцеровского словаря. Бесценные сокровища русской речи заботливо хранит тусовка: это легко заметить, перелистав толстую книгу, целиком посвященную слову на букву «п». Был среди героев выставки и художник Александр Шабуров (он не только послужил науке метким русским словом, но и оформил оба выпуска «Материалов»). В своем научном труде Алексей Плуцер реконструировал знаменитый «Малый петровский загиб». А на выставке он зарекомендовал себя как портретный фотограф богемы.
Поэт Вадим Степанцов привлек внимание телекамер, прочитав свои куртуазно-матерщинные стихи. Рок-певица Умка удивила аудиторию исповедальными нотками в своей лирике. Но основные аплодисменты публики сорвал сам фотограф (он же лексикограф) Плуцер-Сарно: идеолог, недвижимый по причине болезни, чинно восседал за столом, щедро делясь сокровищами русской речи. Но торжественность момента была разрушена неизвестным посетителем, который начал громко и неистово прерывать докладчика. И вот тут автору пришлось продемонстрировать хулигану одно из ключевых выражений своей книги – «дать п...» (недаром еще до вернисажа посетителям была обещана викторина «или красного бутылку, или х... по затылку»). Так наглядно было проиллюстрировано одно из самых расхожих русских выражений
Скандал! Зрительницы – в восторге (они тихо перешептывались, обсуждая, настоящая ли течет кровь или искусственная). А мужики в голос спорили, сколько денег издательство заплатило актеру, исполнившему роль жертвы.