Поднимать свой авторитет можно по-разному. Неплохо, к примеру, добиться, чтобы у тебя на мероприятии появился федеральный министр. И сказал пару теплых слов. После этого любая критика мероприятия может быть с ходу отвергнута: высокое начальство абы куда не ходит. На одиннадцатой церемонии вручения призов журнала «Балет» в Зале Чайковского выступил министр культуры Александр Соколов. Содержание его речи свелось к тому, что хорошо, когда артистов награждают, а в области балета мы по-прежнему «впереди планеты всей». (Визбор давно извертелся в гробу от того, как заштамповали эту цитату, употребляя слова в качестве дежурного блюда.)
Кто бы спорил, награждать артистов на самом деле хорошо. Это только в драмтеатре премий даже чересчур много, а в балете – наоборот. К тому же «Балет» отказался от мании величия, обуявшей его в прошлом году, когда награда журнала вдруг была объявлена «национальной балетной премией». А уж порадоваться за солисток ГАБТа Галину Степаненко и Екатерину Шипулину, устроить овацию педагогам, бывшим звездам Москвы и Петербурга – Николаю Фадеечеву и Габриэле Комлевой, поаплодировать пермской приме Елене Кулагиной, премьеру Мариинского театра Игорю Зеленскому и Рудию Ходжояну, блистательному солисту ансамбля Игоря Моисеева, – это без проблем. Публика у нас отзывчивая, тем более что награды журнал «Балет» раздает щедро. (Кроме упомянутых, премию получили дирижер Александр Лавренюк, солистка ансамбля «Гжель» Людмила Коркина, танцовщик Музыкального театра Георгий Смилевски, директор Приморского краевого хореографического училища Виктор Васютин и педагоги балета из Новосибирска и Петербурга Татьяна Капустина и Борис Брегвадзе.) И концерт, сопровождающий вручение номинаций (с названиями Маг, Рыцарь, Восходящая звезда, Звезда, Королева, Учитель и Мэтр), всегда порадует сердца балетоманов – в череде номеров всегда найдется пара-тройка жемчужин.
Вот только главное в церемонии вручения премии – это сама церемония. По низкому качеству нынешняя процедура побила все рекорды. И гневно-разочарованная реакция зрителей после окончания сводилась к репликам «Провалили такое дело!».
Больше всего досталось ведущим. Похоже, что солисты Большого театра Мария Александрова и Сергей Филин впервые ознакомились с содержанием своего конферанса одновременно со зрителями, когда, уткнув нос в бумаги, скованно читали их содержание. Барабаны в фонограмме стучали для Александровой и Филина непредсказуемо, они аж вздрагивали от неожиданности (как и публика). С какой стороны выйдут на сцену призеры и «вручанты» премий, бедным Марии и Сергею тоже не рассказали, пришлось им то и дело нервно озираться по сторонам. Юная балеринка в пачке, которую, видимо, назначили изображать душу танца, своим пританцовыванием невпопад чуть не сбила отрывок из «Шопенианы». Голос за сценой, объявлявший номера концерта, никак не мог решить, что именно объявлять – то ли одну фамилию, то ли имя, то ли имя с отчеством. Поэтому композитора Чайковского объявили уважительно – «Петр Ильич», а некто Бетховен обошелся фамилией. В какой-то момент из зала на сцену позвали очередного «вручанта». Ручаться на сто процентов трудно, но, судя по будничной одежде, перекошенному от изумления лицу и реплике «ни фига себе!», громко сказанной «вручантом», торопливо бегущим мимо меня на сцену, его забыли предупредить о возложенной миссии.
В общем, до «Оскара» журнальной премии пока далеко.