Любовь Казарновская и Евгений Гинзбург: «А не замахнуться ли нам на самого Островского?»
Фото Ирины Калединой
Есть такое модное понятие – «умирающий жанр». Стоило объявить таковым экранизацию, как из загашников режиссеров и сценаристов стали сыпаться сценарии и фильмы с титрами «по мотивам такого-то произведения такого-то автора». Как всегда, в нашей непростой тупиковой действительности, чтобы что-то возродить, надо объявить это уходящей натурой, умирающим жанром, уделом чудаков и пр.
На кинофестиваль в Гатчине «Литература и кино» везут все, что так или иначе связано с литературой. В качестве председателя жюри каждый год везут Сергея Есина, ректора Литературного института им. Горького, в качестве председателя зрительского жюри в этом году привезли Льва Аннинского, везут фильмы-экранизации, художественное кино – биографии известных писателей и поэтов, документальное кино, анимацию. «Отдельной строкой» везут почетных гостей, которым здесь приходится не только наслаждаться прелестями местного действительно умопомрачительно красивого парка, но и отрабатывать гостеприимство хозяев. В этом году, например, Алла Демидова устроила поэтический вечер «От Пушкина до Бродского». Вечер прошел в так называемом Приоратском дворце – стилизованном под готическое здание строении зодчих Павла Первого, что было возведено в конце XVIII века неподалеку от императорского дворца для собраний членов Мальтийского ордена, коего, как известно, Павел был Великим Магистром. Обстановка утонченной роскоши (ОУР) – маленький зал человек на сорок, готические стрельчатые окна, за которыми виден только серебряный зимний лес, белый рояль в углу и сама Демидова в ниспадающем черном – ради этого, поверьте, сюда стоит ехать на перекладных. Демидова не читает стихи – она ими беседует с публикой, думает, живет, она проста в пушкинских строчках, изломана в Маяковском, надрывна в Мандельштаме. Жаль только, что до Бродского не дошло. Правда, Бродского на следующий день читал Михаил Козаков на своем вечере – Бродского, Самойлова, Пушкина. Пушкину тут не повезло больше всех – слишком много жестов и надрыва для пушкинской гениальной простоты.
Для фестиваля, посвященного литературе и кино, зимняя Гатчина – то, что надо. Через дорогу от кинотеатра «Победа», фестивального центра, – тот самый знаменитый парк, настолько красивый даже под снегом, что, наверное, сюда страшно сунуться летом или осенью – кажется, глаза не вынесут великолепия. Посреди парка – огромный монументальный дворец в стиле позднего классицизма, построенный Екатериной Второй для своего фаворита Григория Орлова и достроенный Павлом после его смерти. И стоя спиной к вокзалу, торжественно взирает на дело рук своих бронзовый «гатчинский император», как прозвали Павла. Правда, с некоторых пор, а именно с тех, как Виталий Мельников два года назад снял фильм «Бедный, бедный Павел», памятник именуют не иначе, как «наш Витя Сухоруков». Портретное сходство действительно серьезное.
Как это часто бывает на фестивалях самого разного уровня, наиболее интересная работа – «Долгое прощание» Сергея Урсуляка – осталась без главной награды. Жаль. Потому что экранизация одноименной повести Юрия Трифонова о том, как порой жестоко наказывает любовь за несогласие жить с ней в мире, за поиски «дружб ненужных», – одна из немногих российских картин за последнее время, которая в полной мере отвечает строгим требованиям кино. Правда, жюри присудило приз за лучшую женскую роль молодой и очень талантливой Полине Агуреевой, а за операторскую работу – Михаилу Суслову. Главный же приз фестиваля – «Гранатовый браслет» – ушла к картине Евгения Гинзбурга «Анна» – осовремененной версии пьесы Александра Островского «Без вины виноватые». Можно было бы заподозрить жюри (в составе которого были и такие профессионалы режиссуры, как Игорь Масленников и Виталий Мельников) в опьянении свежестью гатчинского воздуха – уж больно никаким оказался Островский в руках постановщика, – если бы не была прозрачно понятной ставка на звезду мирового вокала Любовь Казарновскую, сыгравшую в фильме главную роль и пропевшую на местной сцене под фонограмму несколько оперных шлягеров. Ну как не порадеть родной знаменитости? А приз за лучшую мужскую роль увез в Москву дебютант в кино, актер Театра на Таганке Дмитрий Мулляр, вполне ярко сыгравший Есенина в развесистой клюкве «Золотая голова на плахе» и очень сносно выглядевший во фрейдистской экранизации чеховской «Палаты № 6» – фильме «Рагин» Кирилла Серебренникова.
Впервые в этом году в Гатчине учредили приз за лучшую музыку к фильму. Его обладателем стал┘ Вениамин Баснер, уж девять лет как покойный. Этому странному выбору, похоже, есть объяснение: в нынешнем жюри за музыку «отвечал» Андрей Петров, который, вероятно, не был готов согласиться с тем фактом, что из живущих композиторов есть более достойные, нежели Андрей Петров.
А насчет «умирающего жанра» – это, конечно, хватили. Сейчас, когда книга в руках подростка становится чуть ли не поводом для насмешек со стороны друзей, а правильное написание фамилии «Достоевский» задается через Интернет-поиск, именно через экранизацию и возможно знакомство очень и очень многих с литературой. Другое дело, что такое опосредованное знакомство чревато сильно измененным представлением о первоисточнике, когда в сознании «Бесприданница» крепко вяжется с Эльдаром Рязановым, а «Палата № 6» – с фрейдистскими опытами Кирилла Серебренникова. Так что экранизации в определенном смысле – долгое прощание с литературой.
═
Гатчина–Москва