На пресс-конференции по поводу ремонта ГАБТа народу собралось видимо-невидимо. Всем хотелось узнать не столько о ремонте, сколько о реакции руководства театра и главы Роскультуры Михаила Швыдкого на нападки депутатов Госдумы, выступивших против постановки оперы «Дети Розенталя», и на телепередачу Алексея Пушкова на ТВЦ, где выступавшие забраковали утвержденный проект реконструкции и либретто Владимира Сорокина.
Директор ГАБТа Анатолий Иксанов с иронией прокомментировал инициативу депутата от «Единой России» Неверова: деятель из Кузбасса усмотрел в сорокинском либретто порнографию прежде, чем прочитал. «Я ему послал текст, пусть ознакомится», – сказал Иксанов. И добавил, помянув проблемы угольной отрасли и многочисленные аварии в забоях: «Ему бы шахтами интересоваться, а он в театралы подался». Михаил Швыдкой комментировать ситуацию не стал, но поведал, что публикации о пропаже миллиона долларов, выделенного на реконструкцию театра, – вранье, потому что пропасть еще нечему, деньги пока не выделены.
По поводу реконструкции журналистам сообщили, что окончательный проект вроде бы устраивает и тех, кто напоминает о необходимости сохранения здания архитектора Кавоса как памятника, занесенного в списки культурных сокровищ ЮНЕСКО, и тех, кто думает о создании технологически «продвинутого» современного театрального комплекса. Заключены контракты с российским генподрядчиком (сумма контракта – почти 12 млрд. рублей) и с немецкой фирмой, которая поставит оборудование (на 190 млн. евро). Реконструкция начнется в июле: после окончания сезона впервые за сто пятьдесят лет труппа покинет историческое здание. Впрочем, нужны еще две формальности – положительное решение Главгосэкспертизы и первоначальные деньги в размере трех млрд. рублей, выделение которых зависит от быстрых решений Минэкономразвития.
Анатолий Иксанов подчеркнул, что «ждать больше нельзя, дальнейшая эксплуатация театра опасна для жизни». Иксанов поправил Михаила Лавровского, утверждавшего по телевидению, что Большой театр простоит еще двести лет. Не простоит. В уже закрытом для публики главном фойе элементарно нарушилась геометрия залов, за зиму на 3 мм выдавило колонны главного фасада, контрольные маяки на северном фасаде, отмечающие размер трещин, разорвались от перегрузки. Пожарная инспекция 15 лет выносит постановления о закрытии театра: подъемник для противопожарного занавеса здесь работает с 1905 года.
Главная сложность работ в театре – увязка их с сохранностью других зданий на Театральной площади (Малый и Молодежный театры), строительством подземных паркингов на Лубянской площади и под гостиницей «Москва». ГАБТ тоже углубят в землю. Больше ему некуда расширяться. Когда в 1856 году театральный дом отстроили после пожара, в нем служили 200 человек, а теперь только артистов 800, а проект не предусматривает пристроек, требуя сохранения островного положения здания на площади и открытия проезда по Копьевскому переулку. Под землю перенесут гардеробы и буфеты, появятся пандусы и лифты для инвалидов.
Ремонт начнут с фундамента XIX века: камень на известковом растворе, многократно подмоченный грунтовыми водами и поврежденный постоянным замерзанием-оттаиванием, давно не «держит» здание. В зрительской зоне проведут «научную реставрацию». Если до ремонта публика могла видеть лишь два парадных каре бельэтажа, то после ремонта откроются все, числом пять. Театр выйдет из архаического состояния закулисной и сценической части. Появятся подъемно-опускные площадки, трансформируемый оркестр, выдвижные «сцены» для спектаклей оперы и балета, места для запаса декораций на два-три спектакля. К главной сцене пристроят арьер, для чего все-таки разберут никому не видимый много лет портик Бове – камень преткновения в жестоких спорах о границах допустимости модернизации здания. Но необходимые любому театру боковые сценические карманы сделать не смогут – места для них нет. Артисты балета больше не будут ломать ноги на устаревшей фанере, покрытой линолеумом, для них положат специальное покрытие. По словам худрука театра Александра Ведерникова, после ремонта будет восстановлен былой размер оркестровой ямы («наконец-то туда вместится вагнеровский оркестр»), а главное, вернется первоначальная акустика зрительного зала, разрушенная неправильными действиями в 50-х годах прошлого века (тогда забетонировали акустическую деревянную деку под сценой и под уклоном партера). С тех пор «на самых дорогих местах в зале все звучит плохо», сказал Ведерников, опровергая бывшего солиста оперы ГАБТа Владислава Пьявко (в телепередаче Пушкова он утверждал, что грядущая реконструкция Большого нарушит его отличную акустику.)
Сейчас дорабатываются вопросы общей сметной стоимости проекта (примерно 30 млрд. рублей). Больше всего театр боится повторения истории со строительством своего филиала, когда из-за перерывов в финансировании долгострой длился много лет. Официально открытие обновленного ГАБТа намечено на первый квартал 2008 года.