0
812
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2005 00:00:00

Ставь птичку

Тэги: балет, таранда, лебединое озеро


Вопрос, зачем российской балетной труппе, живущей в основном зарубежными гастролями, иметь в афише «Лебединое озеро», даже задавать неловко. Этот спектакль для многочисленных компаний, выступающих по миру под маркой «рашн балле», все равно, что Ленин для живописцев и скульпторов из Советского Союза художников: давно проверенный кормилец. А как еще финансово выжить? Если самобытных хореографов на горизонте страны нет, а западные импресарио не любят рисковать и потому требуют от российских партнеров давно известные шлягеры из прошлого?

В «Имперском русском балете» Гедиминаса Таранды давно идут два балета Чайковского – «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Теперь прибавилось «Лебединое озеро» – самый, пожалуй, любимый народом спектакль. На него зрители придут при любом качестве исполнения. Пойдут те, кому не по карману купить дорогой билет в Большой театр, те, кто живет рядом с Новой оперой, где прошла премьера, пойдут родители с детьми и просто любители ходить в театр. А какая была публика на премьере «Лебединого»! Вы не поверите, но за время спектакля, а это три с лишним часа, не зазвонил ни один мобильник┘

Редакция балета, сделанная Гедиминасом Тарандой, производилась по принципу «галопом по Европам». Получился не балет, а дайджест «лебединости». Вы найдете явные переклички со спектаклем Большого театра, намеки на редакцию Горского–Мессерера, которая шла в том же Большом до Григоровича, эпизоды из старой версии Кировского (Мариинского) театра. И, разумеется, историческую нетленку первоисточников XIX – начала XX века: главные пункты «белого акта» Льва Иванова, пару кусочков из старого московского «Озера» Александра Горского и совсем уже ошметки от Мариуса Петипа. Много танцев от самого Таранды: почти весь первый акт, кроме па-де труа, и характерные пляски третьего действия, кроме испанского танца. Ну что тут сказать? Смотреть можно. Но Горский с Ивановым мне нравятся больше.

Кстати, шутов в балете прибавилось – теперь их два. И число лебедей увеличилось в целом по Москве, но по стандартам спектакля уменьшилось – до 32 штук в тот вечер недосчитались. В «Лебедином» так всегда бывает в небольших коллективах. Впрочем, поголовье птиц соответствовало размерам сцены. И вот еще что. Господа артисты, не надо выходить на поклоны буквально после каждой вариации. Похлопать вам похлопают, конечно, но не лишайте зрителей остатков театральной иллюзии, а постановщика – надежды на целостность зрелища.

То, что Таранда произвел с хореографией, сделал сценограф балета Андрей Злобин с оформлением. Здесь тоже собран музей стилей, словно находишься в средневековой церкви с позднейшими переделками. Своды замка, где живет принц, – готические. Платья с фижмами у Королевы и ее дам – барочные. Треуголка на голове Наставника – почти наполеоновская. Сам замок густо зарос виноградом и виньетками. А на заднике второго акта – коричневое жухлое болото, скорее Гримпенская трясина из «Собаки Баскервилей», чем лебединое озеро.

Принц (Кирилл Радев) весь спектакль то успешно, то не очень сражался с техническими трудностями партии и с собственным волнением по поводу этих трудностей. Впрочем, его арабески красивы и вращение стабильно. А манеры испуганного подростка у аристократа голубых кровей будем считать намеренным ракурсом роли. К достоинствам зрелища относятся неплохая отрепетированность кордебалета, лихой Злой гений (Кирилл Сафронов) с огромным «рубином» во лбу, две девушки, исполнявшие па-де труа (Анастасия Михейкина и Любовь Сергиенко), но прежде всего – главный Лебедь. Известно, что «Лебединое озеро» можно смотреть, если есть достойная Одетта–Одиллия. Так вот, в труппе Таранды есть Алия Таныкпаева, и увидеть ее танец я рекомендую всем любителям и знатокам классики.

И что в результате? А все довольны. Публика аплодирует любимому балетному шлягеру, «Новая опера» от сотрудничества с «Имперским русским балетом» получает право именоваться театром оперы и балета, критики благосклонно взирают на нежную Алию. К тому же в финале побеждает добро, чему особенно радуются дети. А что Злой гений подыхает, корчась в муках, так туда ему и дорога.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
695
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости