Вопрос, зачем российской балетной труппе, живущей в основном зарубежными гастролями, иметь в афише «Лебединое озеро», даже задавать неловко. Этот спектакль для многочисленных компаний, выступающих по миру под маркой «рашн балле», все равно, что Ленин для живописцев и скульпторов из Советского Союза художников: давно проверенный кормилец. А как еще финансово выжить? Если самобытных хореографов на горизонте страны нет, а западные импресарио не любят рисковать и потому требуют от российских партнеров давно известные шлягеры из прошлого?
В «Имперском русском балете» Гедиминаса Таранды давно идут два балета Чайковского – «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Теперь прибавилось «Лебединое озеро» – самый, пожалуй, любимый народом спектакль. На него зрители придут при любом качестве исполнения. Пойдут те, кому не по карману купить дорогой билет в Большой театр, те, кто живет рядом с Новой оперой, где прошла премьера, пойдут родители с детьми и просто любители ходить в театр. А какая была публика на премьере «Лебединого»! Вы не поверите, но за время спектакля, а это три с лишним часа, не зазвонил ни один мобильник┘
Редакция балета, сделанная Гедиминасом Тарандой, производилась по принципу «галопом по Европам». Получился не балет, а дайджест «лебединости». Вы найдете явные переклички со спектаклем Большого театра, намеки на редакцию Горского–Мессерера, которая шла в том же Большом до Григоровича, эпизоды из старой версии Кировского (Мариинского) театра. И, разумеется, историческую нетленку первоисточников XIX – начала XX века: главные пункты «белого акта» Льва Иванова, пару кусочков из старого московского «Озера» Александра Горского и совсем уже ошметки от Мариуса Петипа. Много танцев от самого Таранды: почти весь первый акт, кроме па-де труа, и характерные пляски третьего действия, кроме испанского танца. Ну что тут сказать? Смотреть можно. Но Горский с Ивановым мне нравятся больше.
Кстати, шутов в балете прибавилось – теперь их два. И число лебедей увеличилось в целом по Москве, но по стандартам спектакля уменьшилось – до 32 штук в тот вечер недосчитались. В «Лебедином» так всегда бывает в небольших коллективах. Впрочем, поголовье птиц соответствовало размерам сцены. И вот еще что. Господа артисты, не надо выходить на поклоны буквально после каждой вариации. Похлопать вам похлопают, конечно, но не лишайте зрителей остатков театральной иллюзии, а постановщика – надежды на целостность зрелища.
То, что Таранда произвел с хореографией, сделал сценограф балета Андрей Злобин с оформлением. Здесь тоже собран музей стилей, словно находишься в средневековой церкви с позднейшими переделками. Своды замка, где живет принц, – готические. Платья с фижмами у Королевы и ее дам – барочные. Треуголка на голове Наставника – почти наполеоновская. Сам замок густо зарос виноградом и виньетками. А на заднике второго акта – коричневое жухлое болото, скорее Гримпенская трясина из «Собаки Баскервилей», чем лебединое озеро.
Принц (Кирилл Радев) весь спектакль то успешно, то не очень сражался с техническими трудностями партии и с собственным волнением по поводу этих трудностей. Впрочем, его арабески красивы и вращение стабильно. А манеры испуганного подростка у аристократа голубых кровей будем считать намеренным ракурсом роли. К достоинствам зрелища относятся неплохая отрепетированность кордебалета, лихой Злой гений (Кирилл Сафронов) с огромным «рубином» во лбу, две девушки, исполнявшие па-де труа (Анастасия Михейкина и Любовь Сергиенко), но прежде всего – главный Лебедь. Известно, что «Лебединое озеро» можно смотреть, если есть достойная Одетта–Одиллия. Так вот, в труппе Таранды есть Алия Таныкпаева, и увидеть ее танец я рекомендую всем любителям и знатокам классики.
И что в результате? А все довольны. Публика аплодирует любимому балетному шлягеру, «Новая опера» от сотрудничества с «Имперским русским балетом» получает право именоваться театром оперы и балета, критики благосклонно взирают на нежную Алию. К тому же в финале побеждает добро, чему особенно радуются дети. А что Злой гений подыхает, корчась в муках, так туда ему и дорога.