Тихон Хренников отказывается дальше возглавлять оргкомитет Конкурса им. Чайковского, если в следующем году конкурс отменят.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
В понедельник в интервью одному из агентств министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов высказал аргументы за перенос очередного, 13-го Конкурса имени Чайковского с лета 2006 на лето 2008 года. По словам министра, очередной конкурс, во-первых, совпадает с чемпионатом мира по футболу, который также будет проходить летом 2006 года в Москве, что может «увести» потенциальных спонсоров. Во-вторых, своим происхождением, духом и символикой конкурс накрепко связан с Большим залом Московской консерватории и проходить должен именно в этих стенах. В-третьих, в преддверии своего 140-летнего юбилея осенью 2008 года консерватория должна будет как следует, правда фрагментарно, по частям, ремонтироваться. И наконец, красиво было бы провести 13-й Конкурс имени Чайковского в год его полувекового юбилея, то есть в 2008-м.
Конкурс имени Чайковского был в свое время задуман в недрах ЦК КПСС и одобрен Никитой Хрущевым как событие, призванное укрепить позиции СССР на мировой арене. А Ван Клиберн стал не только первым лауреатом конкурса, но и одним из символов «оттепели» вообще и «оттепели» в советско-американских отношениях. О том, что этот музыкальный смотр не утратил своего политического звучания, свидетельствует хотя бы тот факт, что на церемонии закрытия предыдущего, 12-го конкурса присутствовал президент РФ Владимир Путин.
А чуть больше чем через два года Ван Клиберн прибыл в Москву сразу после бесланской трагедии, чтобы дать концерт в память жертв теракта и получить орден Дружбы за вклад в укрепление российско-американских отношений в области культуры.
В Минкульт было отправлено письмо по поводу переноса сроков конкурса, подписанное руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким. Против переноса высказывается и профессура Московской консерватории, и многие старейшины российской музыки – в частности, бессменный председатель оргкомитета Тихон Хренников, взявший недавно самоотвод. «Конкурс нельзя переносить, есть достаточно времени, чтобы сделать его в 2006 году, все готово к этому, и я не знаю, почему наш министр задерживает его и хочет перенести. Возможно, у него есть веские причины, я не знаю, но, во всяком случае, на конкурс нужно гораздо меньше денег, чем на футбол. Конкурс Чайковского – это великая реликвия нашей страны, требующая уважения», – сказал Тихон Хренников обозревателю «НГ». Впрочем, Хренников готов вернуться, если конкурс все же будет запланирован на 2006 год.
Кое-что станет ясным, если вспомнить уже упоминавшуюся церемонию закрытия 12-го конкурса, на которой присутствовал Владимир Путин. Тогда он выразил надежду, что следующий конкурс пройдет в отремонтированной консерватории. Получается, что из двух вариантов – вовремя отремонтировать консерваторию или отменить ближайший конкурс, чтобы провести следующий в обновленных стенах, – руководство Минкульта выбрало второй.
Кстати, если конкурс действительно перенесут, то его могут исключить из Всемирной конфедерации международных конкурсов, куда из всех российских состязаний такого рода он допущен единственный на пару с питерским Конкурсом имени Прокофьева, – обязательным условием членства в конфедерации является железное соблюдение регулярности и периодичности. Короче говоря, перенести Конкурс Чайковского – это примерно то же что перенести биеннале, авторалли Париж–Дакар или церемонию «Оскара».
К сожалению, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов отказался от комментария, сославшись на «отсутствие информации по этому поводу». В федеральном агентстве ситуацию тоже не хотят комментировать, объясняя это тем, что инициатива принадлежит министерству.
Действительно, никакого официального документа на этот счет нет пока даже в Минкульте, и на данный момент мы имеем лишь противостояние двух позиций и пожелание президента страны. Однако есть основания предполагать, что в 2006 году мы не станем свидетелями очередного Конкурса им. Чайковского. По утверждению специалистов, консерваторию к этому времени отремонтировать невозможно – для этого не только пока нет денег, но даже не подготовлены документы, которые обеспечат бюджетное финансирование реконструкции. Кроме того, если все же ориентироваться на проведение конкурса в срок, подготовка уже должна идти полным ходом. Однако, несмотря на беспокойство руководства Федерального агентства по культуре и кинематографии, выраженное в письме Александру Соколову, никакой подготовки пока не наблюдается.